Бухгалтерия для ИП — основы бухучета для начинающих предпринимателей

Многие предприниматели на начальном этапе не придают должного внимания ведению бухгалтерской отчетности. Зачастую происходит это по причине того, что закон не обязует к этому. Но формирование определенной документации и налоговой отчетности обязательно, стоит уделить внимание этим вопросам уже на старте бизнеса.

Необходимость грамотного бухучета с момента регистрации

Уже на этапе планирования будущей коммерческой деятельности стоит задуматься о ведении отчетности и документации. Есть несколько причин для этого:

  • Выбрать налоговый режим следует в течение 30 дней после окончания регистрации. Это довольно короткий срок, так что лучше заранее изучить все нюансы каждого режима и сделать правильный выбор. В противном случае, по умолчанию предприниматель будет работать на ОСНО, а это на начальном этапе бизнес деятельности – весьма невыгодно.
  • Несоблюдение сроков сдачи отчетов и уплаты налогов приведет к начислению штрафов, а ошибки в ведении документации могут стать причиной проблем при работе с клиентами и партнерами.
  • Объем работ по ведению налоговой отчетности и сопутствующей документации напрямую зависит от масштаба и вида коммерческой деятельности. Стоит заранее решить вопрос с тем, кто будет эти функции выполнять.
  • Выбранный режим уплаты налогов подразумевает определенный порядок сдачи отчетов и суммы сборов. Это также нужно учесть.
Вести налоговый учет для ИП необходимо

Все перечисленные причины являются серьезным поводом задуматься о вопросе бухгалтерии для ИП, ведь формировать ее надо будет с нуля.

Важно! Лучше заранее все продумать, чем потом в спешке наделать ошибок.

Способы ведения бухучета для ИП

В зависимости от масштабов предпринимательской деятельности может быть выбран один из способов ведения документации. Всего их существует 3:

  • Самостоятельно. Мелкое предпринимательство не требует большого количества документов и подразумевает минимальную налоговую отчетность. Такую работу предприниматель вполне может выполнять самостоятельно, предварительно ознакомившись с необходимой информацией. Допустимо пройти небольшой курс обучения тому, как вести ИП для начинающих, или разобраться в этом вопросе с помощью специалистов.
  • На аутсорсе. Данный способ подразумевает полную передачу ведения документации и отчетности сторонней организации, которая на этом специализируется. Такой вариант будет оптимальным для тех, кто планирует заняться масштабной деятельностью с последующим ростом ее объемов. Передача функций по бухгалтерской работе позволит предпринимателю сконцентрировать все свои усилия на организации коммерческой деятельности и ее развитии.
  • С помощью онлайн-сервисов. Этот способ позволяет максимально автоматизировать ведение ИП, не привлекая в штат дополнительных сотрудников. Большинство сервисов для ведения бухгалтерской отчетностей – платные, но их использование обойдется дешевле чем услуги профессионального бухгалтера. К тому же в процессе их применения предприниматель сможет сам вникнуть в систему расчетов и нюансы оформления документов.

Независимо от способа ведения документации, есть одно важное преимущество бухучета – точный расчет позволит не только сэкономить средства, но и максимально выгодно вести предпринимательскую деятельность.

Можно обратиться за помощью к специалистам по бухучету

Инструкция по самостоятельному ведению бухучета

Чтобы иметь полное представление о том, как начать ведение отчетности и документации, стоит разобрать действия пошагово. Желательно обдумать решение всех, связанных с бухгалтерией, вопросов еще до старта бизнеса. В таком случае можно будет основное время посвящать получению прибыли и расширению масштабов коммерции, а не вникать в нюансы учета наспех.

Выбор системы налогообложения

Как было сказано выше, определиться с режимом уплаты налогов следует до регистрации в качестве ИП или после этого, но только в течение 30 дней. Существует несколько режимов, предназначенных для ИП:

  • УСН (упрощенная система налогообложения);
  • ОСНО (общая система налогообложения);
  • ПСН (патентная система налогообложения);
  • ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
  • ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог);
  • НПД (налог на профессиональный доход).

Каждый режим предусматривает разный размер налоговых выплат и определенные правила подачи налоговой отчетности. Выбор зависит от характера осуществляемой деятельности и ее объема.

Внимание! Чаще всего на начальном этапе самым оптимальным вариантом является УСН.

Режимы ПСН, ЕСХН ЕНВД – довольно специфические и применяются в основном при осуществлении определенной деятельности. ОСНО является системой уплаты налогов, на которую предприниматель устанавливается автоматически, если им не было подано заявление о переходе на другой режим.

Расчет предполагаемых расходов и доходов

Планирование коммерческой деятельности подразумевает такой важный этап, как составление бизнес-плана. Именно в нем следует провести правильный расчет предполагаемых расходов и обозначить размер вероятной прибыли. Благодаря такому анализу можно будет понять, какого рода документацию потребуется вести и какая система налогообложения будет оптимальной.

Ведение ИП и связанных с этим текущих финансовых расчетов можно облегчить путем использования различных онлайн-сервисов или, как альтернатива, посредством самостоятельного формирования необходимых бланков в программе Excel. На первых этапах допустимо даже вести записи вручную, а затем уже на их основании создать или выбрать подходящую систему учета.

Финансовые расчеты должны быть предельно точны

Наемные работники

Индивидуальный предприниматель имеет право нанимать в штат сотрудников, но этот факт усложняет ведение налоговой и финансовой отчетности. Еще до выбора системы налогообложения следует определиться, есть ли необходимость в привлечении наемных работников. ИП, которые являются работодателями, потребуется сдавать отчеты не только в налоговую инспекцию, но и ПФР и ФСС. Величина налоговых выплат и особенности составления документации зависят от количества сотрудников, сферы деятельности ИП и системы налогообложения.

Вид обслуживания

После того, как произведены все расчеты и выбран режим налогообложения, следует определиться с тем, кто будет заниматься бухгалтерскими вопросами. В данном вопросе все зависит от масштабов бизнеса, потребности в найме сотрудников и выбранной налоговой системы. Если количество операций и сделок невелико, предприниматель может вести бух учет самостоятельно и упростить задачу использованием онлайн – сервисов. Более масштабная деятельность потребует привлечения сторонних компаний или приема в штат бухгалтера.

Составление календаря

Налоги и отчеты подразумевают соблюдение сроков по их сдаче и оплате. Чтобы не пропустить срок платежа или подачи отчета, следует составить календарь, в котором эти даты будут отмечены.

Для своевременной оплаты налогов надо завести календарь

Важно! Просрочка по налогам грозит начислением пени и штрафа. Регулярное нарушение режима может привести к еще более плачевным последствиям.

Ведение и хранение документов

Первоначально следует определиться, какую документацию требуется вести. Это касается не только обязательной по налогам, но и дополнительной финансовой. Предприниматель должен следить за развитием своего бизнеса и вести соответствующий финансовый учет. Для этого необходимо сразу завести журнал для фиксирования доходов и расходов.

Все заполненные документы следует аккуратно рассортировывать по папкам и хранить. Потребность в них может возникнуть в любую минуту. Желательно сохранять документацию как в электронном, так и бумажном виде. Даже после прекращения деятельности документацию по ИП следует хранить 3 года – именно этот срок предусмотрен для проверки налоговой инспекцией.

Способы автоматизации

Ведение бухгалтерии ИП и финансовой отчетности вручную – довольно кропотливое и трудоемкое дело. Еще во время планирования будущей деятельности следует предусмотреть образцы электронных бланков и программы, которыми для этого можно будет пользоваться. Современные интернет-сервисы предлагают не только скачивать готовые шаблоны для документов, но и вести учет онлайн. Особенно актуален данный вариант в том случае, если предприниматель занимается бухгалтерскими делами самостоятельно. Также не помешает открыть счет в банке и заключить с ним договор на обслуживание: это поможет держать под контролем свои денежные потоки.

Бухгалтерия для ИП на ОСНО

Выбирать самостоятельно режим налогообложения ОСНО стоит только в одном случае – если сотрудничество ведется с крупными клиентами, которые являются плательщиками НДС. При остальных обстоятельствах лучше в качестве альтернативы выбирать УСН как более оптимальный вариант.

Важно! Перевод на ОСНО может быть проведен принудительно. Налоговая инспекция имеет право сделать это при нарушении ограничений относительно количества наемных работников или видов деятельности, которые установлены для ИП.
Налоговая служба может перевести на ОСНО принудительно

Для ИП на ОСНО предусмотрено несколько правил относительно налогообложения:

  • Предприниматель обязан ежегодно сдавать декларацию по НДФЛ и ежеквартально по НДС.
  • Если для ведения бизнеса используется недвижимость, то она облагается налогом на имущество физических лиц.
  • При наличии наемных работников работодатель обязан оплачивать за них страховые взносы и НДФЛ с начисленной заработной платы.

Можно сказать, что в части бухгалтерского учета ОСНО является самым сложным вариантом. Если все же есть необходимость использовать именно этот режим, то лучше обратиться за помощью к специалистам.

Бухучет ИП на УСН

Вести учет на режиме УСН намного проще чем на ОСНО. Система подразумевает 2 варианта оплаты налогов:

  • доходы 6 %;
  • доходы минус расходы.

В первом случае предприниматель вполне справиться сам с заполнением отчетов. Ежеквартально потребуется вносить авансовый платеж, который будет учтен при расчете налога по итогам деятельности за год. Второй вариант сложнее, так как подразумевает сбор документов, которые подтверждают расходы. К тому же, предоставленные в налоговую документы о расходах, должны подтверждать их целесообразность и необходимость.

Сроки сдачи отчетности для разных систем налогообложения

Очень важно придерживаться сроков, установленных для оплаты налогов и сдачи отчетов. Для разных режимов налогообложения они отличаются. Подробная информация представлена в таблице ниже.

Режим1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
УСНВнести авансовый платеж до 25 апреля текущего года.Внести авансовый платеж до 25 июля текущего года.Внести авансовый платеж до 25 октября текущего года.Сдать декларацию по итогам года и оплатить налог до 30 апреля текущего года.
ЕСХН –Внести авансовый платеж за первое полугодие до 25 июля.Подать декларацию по итогам года и оплатить налог до 31 марта текущего года.
ЕНВДПодать декларацию до 20 апреля и внести квартальный налог до 25 апреля текущего года.Подать декларацию до 20 июля и внести квартальный налог до 25 июля текущего года.Подать декларацию до 20 октября и внести квартальный налог до 25 октября текущего года.Подать декларацию до 20 января и внести квартальный налог до 25 января текущего года.
ОСНОПодать декларацию по НДС до 25 апреля и оплатить налог до 25 июня.Подать декларацию по НДС до 25 июля и оплатить налог до 25 сентября. Внести авансовый платеж по НДФЛ до 15 июля.Подать декларацию по НДС до 25 октября и оплатить налог до 25 декабря. Внести авансовый платеж по НДФЛ до 15 октября.Подать декларацию по НДС до 25 января и оплатить налог до 25 марта. Подать декларацию по НДФЛ до 30 апреля и оплатить налог по итогам года до 15 июля.

Сведения, приведенные в таблице, еще раз подтверждают, что ОСНО является самой сложной системой налогообложения. Она требует ежеквартально подавать декларации и оплачивать налоговые взносы. УСН или, как ее называют, «упрощенка» в данном случае намного легче, ведь при ней достаточно ежеквартально оплачивать взносы, а декларацию подавать следует только по итогам года.

Проще всего вести деятельность на УСН

Внимание! Плательщики ЕСХН, которые оплачивают НДС, обязаны сдавать отчетность и по этому налогу.

В таблице не приведены сроки для ПСН по причине того, что предприниматели на этой системе не обязаны сдавать налоговую декларацию. Они обязаны оплачивать стоимость патента, но срок оплаты определяется периодом действия самого патента.

Ведение бухгалтерского и финансового учета для ИП является необходимым. Еще на стадии планирования коммерческой деятельности следует определиться с системой налогообложения и решить, кто будет заниматься сдачей отчетов, уплатой налогов и остальной сопутствующей документацией. Небольшой масштаб бизнеса позволяет осуществлять ведение бухгалтерского учета ИП самостоятельно, а вот для более крупного проекта лучше обратиться в аутсорсинговую компанию или взять в штат бухгалтера.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться
Подробнее

Как выставить счет на оплату от ИП — шаблон документа, заполнение

Осуществление коммерческой деятельности в качестве ИП подразумевает потребность в оформлении различных документов. В отдельных ситуациях для получения средств…
Подробнее

ИП без печати: правовые основания, требования, документы

С первых дней начала деятельности индивидуальному предпринимателю приходится иметь дело с большим количеством документов. Соответственно, возникает вопрос подтверждения…
Подробнее

Страховые взносы за ИП в 2020 году за себя: КБК, прочие реквизиты

В целях оптимизации финансовой нагрузки на бизнес индивидуальные предприниматели стараются минимизировать штат своих работников. При отсутствии сотрудников на…