Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса

Чтобы расширить границы своего дела, требуются временные и финансовые вложения. Однако сейчас предлагается упрощенный вариант действий – создать франчайзинговую сеть, то есть передать другим предпринимателям права на использование бренда, логотипа, товарного знака раскрученной компании. Но мало собрать воедино все секреты ведения успешного бизнеса, главное – суметь продать свои услуги покупателям. Для этого придется воспользоваться такой опцией, как упаковка франшизы, которая представляет собой одно из направлений маркетинговой стратегии, направленной на масштабирование бизнеса.

Бизнес-цели

Франшиза – одинаково выгодный формат сотрудничества для покупателя и продавца. Первого он обеспечивает следующими преимуществами:

  • Готовая система. Не нужно изучать законы предпринимательства, поскольку рабочий ритм уже полностью отлажен.
  • Известное название (бренд, логотип). Им доверяют потребители, поэтому проблем с поиском клиентов не возникнет.
  • Поддержка продавца. В любой момент можно получить консультацию франчайзера.
  • Доступное кредитование. Банки доверяют фирмам с громкими и популярными именами.
Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса
Создание франшизы помогает увеличить доход

Продавец (франчайзер) имеет свои выгоды: работу выполняет другой человек, а прибыль продолжает приходить. Кроме того согласно договору покупателю потребуется выплачивать определенную стоимость продукта и арендную плату за использование торговых атрибутов известной компании.

Что требуется для упаковки франшизы

Для упаковки франшизы требуются:

  • Создать уникальное торговое предложение (УТП).
  • Выделить объекты авторских прав.
  • Стандартизировать бизнес.

Основная ценность франшизы – полностью готовая и рабочая бизнес-модель, внедрением и развитием которой могут заняться другие люди, даже без опыта предпринимательства.

Кроме того необходимо будет привести компанию в порядок, унифицировать производственные и торговые процессы, разработать маркетинговую программу, автоматизировать бизнес для снижения издержек.

Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса
Упаковка франшизы – одно из условий успешного продвижения дела

Объекты продажи при франшизе

Упаковка бизнеса во франшизу подразумевает полное отсутствие материальных продуктов. В нее могут входить следующие элементы:

  • Знания предпринимателя об особенностях ведения бизнеса;
  • Технологии и техники производства;
  • Бренды и логотипы компании;
  • Контакты поставщиков исходного сырья для производства;
  • Рецепты, если бизнес построен на изготовлении продуктов (торты, соки и прочие);
  • Перечень услуг по сопровождению нового бизнеса.

При составлении товарного договора покупатель получает право реализовывать продукцию производителя.

Франчайзи (покупатель франшизы) сам должен обеспечивать свой бизнес:

  • Оборудованием;
  • Помещением;
  • Рабочим персоналом;
  • Транспортом;
  • Прочими инструментами и элементами для ведения предпринимательской деятельности.

Решение части указанных задач может взять на себя франчайзер по договоренности.

Что выбрать: самостоятельную или профессиональную упаковку

Сначала все неопытные предприниматели принимают решение заниматься франшизой самостоятельно. Однако это требует определенных расходов. Некоторое время нужно потратить на получение специальных знаний в области маркетинга, бухгалтерии, юриспруденции, торговли и т. д. Некая денежная сумма понадобится на правовое оформление, привлечение покупателей.

Тем, кто интересуется вопросом, как упаковать бизнес во франшизу самостоятельно, нужно придерживаться следующей пошаговой инструкции:

  1. Аудит. На данном этапе определяется, для чего именно нужен франчайзинг, равно как и подбирается целевая аудитория будущих покупателей.
  2. Построение финансовой модели. Сюда относится составление бизнес-плана для франчайзи.
  3. Выбор концепции. Продавцу франшиза выгодна тем, что он тоже получает прибыль от каждой точки. Нужно подобрать правильный формат деловых отношений, который одновременно устроит обоих участников франчайзинга.
  4. Подготовка договора концессии, разработка пакета юридических, технических документов.
  5. Поиски покупателей, проведение рекламных кампаний.

Упаковка франшизы «под ключ» – более рациональное решение для предпринимателей. К ее достоинствам относят:

  • Экономия времени;
  • Гарантия результата;
  • Привлечение инвестиций;
  • Повышение известности бренда.

Если нужно упаковать франшизу, лучше воспользоваться профессиональной помощью. Специалисты с соответствующим опытом справятся с делом намного быстрее, равно как и помогут в создании и подборе нужной стратегии поведения на рынке.

Договоры во франчайзинге

Существует 3 вида договоров в франчайзинге:

  • Товарный. Покупатель получает возможность продавать товары производителя (например, брендовую одежду).
  • Производственный. Франчайзер приобретает право пользоваться технологиями и рецептами популярной компании.
  • Сервисный. Предприниматель может предоставлять собственные услуги под именем правообладателя (к примеру, создать сеть парикмахерских или заведений общественного питания).

Все они называются соглашениями о коммерческой концессии.

Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса
Есть разные виды франчайзинговых договоров

Если стороны сделки не пришли к окончательному согласию, заключается предварительный договор. В нем отсутствуют какие-либо обязательства кроме сроков, в течение которых должны быть определены конечные условия сотрудничества между ними.

Кто может продавать франшизу

Продавать франшизу может любой зарегистрированный предприниматель, включая нерезидентов страны.

Аудит

Аудит франшизы – эффективная методика повышения уровня конкурентоспособности компании на соответствующем рынке. Для выполнения корректного анализа необходимы:

  • Документы предпринимателя.
  • Договор коммерческой концессии.
  • Исследование конкурентов и их преимущественных отличий.
  • Оценка инструкций, которые передаются франчайзи.
  • Маркетинговая программа.
  • Сведения о квалификации специалистов, которые принимают прямое или косвенное участие во франшизе.

Аудит требуется потому, что на данный момент появляется много франшиз, а покупатели становятся все требовательнее. Если раньше они ориентировались только на финансовую составляющую, то сейчас рассматривается намного больше факторов при выборе. Большая конкуренция на рынке франчайзеров вынуждает предпринимателей подстраиваться под возможности начинающих бизнесменов, предлагать лучшие условия сотрудничества, чтобы заинтересовать клиента.

Первые шаги по разработке франшизы

Разработка – сложный этап. Коротко можно разделить его на несколько шагов:

  1. Подбор условий, на основании которых предоставляется франшиза.
  2. Составление подробных инструкций по управлению и поддержанию бизнеса.
  3. Четкое описание бренда и перечисление способов, как можно использовать его торговые атрибуты (марку, знак, логотип).
  4. Подготовка программы по обучению новых франчайзи.
  5. Проведение маркетинговой программы по привлечению покупателей.
Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса
Разработка франшизы – самый важная и долгая стадия упаковки бизнеса

Этапы упаковки

Говоря о том, как упаковать франшизу, следует упомянуть о необходимости совершения двух важных действий:

  1. Укомплектовать пакет франчайзинговых услуг для последующего представления его потенциальным клиентам.
  2. Подготовить договор коммерческой концессии так, чтобы он удовлетворял интересы каждой стороны.

Учитывая, сколько стоит сам продукт, важно правильно подсчитать сборы для предпринимателя. В некоторых случаях от каких-то из них лучше вовсе отказаться.

Документы

Перед заключением договора концессии нужно подготовить полный комплект документов, который именуется франчайзинговым пакетом.

Как правильно упаковать франшизу для своего бизнеса
Лучше давать предпринимателям на выбор несколько пакетов франшиз

Он включает в себя:

  • Концепция. Она содержит все технические сведения о ведении бизнеса.
  • Презентация. В ней описываются преимущества конкретного торгового предложения.
  • Свидетельства о владении товарными знаками, выпущенные Роспатентом.
  • Договор коммерческой концессии с приложениями.
  • Финансовый план развития головной компании.
  • Правила использования бренда.
  • Стандарты ведения бизнеса.
  • Бизнес-план франчайзи (для каждого покупателя разрабатывается отдельно).

Сбор полного комплекта документации в зависимости от сложности бизнеса занимает 1-6 месяцев.

Упаковка и разработка концепции по франшизе – сложная задача. Самостоятельные попытки выполнить эту трудную работу обязательно приводят к потере времени, денег  и ошибкам. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые постоянно следят за рынком, и смогут создать отличные условия для привлечения клиентов.

Закрыть

Задать вопрос