Паушальный взнос во франшизе: описание, отличия от роялти и агентских платежей

Заключая договор франчайзинга, будущие партнёры обязуются выполнить ряд условий друг перед другом. Так, франчайзер передаёт право пользования своим торговым знаком, обеспечивает франчайзи необходимой информационной и иной поддержкой. В свою очередь начинающий бизнесмен гарантирует перечисление на счёт головной компании некоторой суммы – паушального взноса (разового платежа) и роялти – периодических выплат. Настоящая статья осветит все вопросы о роялти и паушальном взносе: что это, от чего зависят, когда можно не платить и т. д.

Что такое паушальный взнос и его особенности

С точки зрения терминологии, паушальный взнос – это единовременное взыскание определенной суммы с франчайзи в пользу владельца бренда за право использования торгового знака (марки). Как правило, этот платёж имеет фиксированную величину и одинаков для всех франчайзи.

Стороны в рамках франшизы приобретают ряд обязанностей

Данное понятие пришло в русский язык с запада, где франчайзинг развивается уже много лет, но в нашей стране такое понятие, как паушальный платёж, не зафиксировано на законодательном уровне. В соответствии с главой 54 ГК РФ такие отношения между партнёрами регулируются договором коммерческой концессии при условии, что торговая марка, предоставляемая в пользование имеет госрегистрацию в «Роспатенте».

Как правило, оплата паушального взноса предоставляет франчайзи следующие полномочия:

  • Право на использование громкого имени головной компании на условиях лицензионного соглашения.
  • При франшизе на производство – передача технологии в соответствии с отработанными стандартами.
  • Информационная поддержка развивающегося предприятия.
  • При необходимости, особенности маркетинга и прочих бизнес-стратегий для максимально быстрого выхода на окупаемость.
  • В некоторых случаях франчайзер обеспечивает своего партнёра основными активами (оборудованием, элементами отделки или товаром).

После уплаты паушального взноса франчайзи получает стандарты бренда, которым он должен неуклонно следовать для нормальной работы и получения прибыли.

Данный взнос чаще всего платится сразу после заключения договора о франчайзинге и именно с него начинаются фактические отношения новых деловых партнёров.

Некоторые бизнесмены путают понятия паушального взноса (уплачиваемого франчайзеру) и паушального налога (это вид фиксированного налога, который идет в доход государства). Примером последнего является ЕНВД (единый налог на вмененный доход), применяемый в определенных видах деятельности.

Размеры паушального взноса на примере франшизы «Инвитро»

Паушальный взнос и роялти

Для того, чтобы понять выгоду франчайзера от партнёрства с новым предприятием, необходимо отделить два понятия коммерческой выгоды для головной организации – паушальный взнос и роялти, понять разницу между ними.

Паушальный взнос платится лишь один раз за обозначенный в договоре перечень услуг, большинство из которых перечислено выше. Многие начинающие предприниматели спрашивают – что такое роялти во франшизе? Это периодические (чаще – ежемесячные) отчисления в пользу собственника бренда, которые выражаются в виде фиксированной суммы (аннуитетного платежа), либо в виде процентов от оборота или чистой прибыли компании, работающей по франшизе.

Поступающие на счёт франчайзера роялти вовсе не означают его чистую прибыль от владения торговым знаком, потому что большинство средств расходуется на рекламу, информационную поддержку и прочие нужды франчайзи в соответствии с концессионным соглашением.

Виды лицензионных платежей

Как определяются размер паушального взноса и роялти

Паушальный сбор и роялти для франчайзера – это, прежде всего, бизнес, поэтому в расчёт выплат берутся следующие классические критерии:

  • Суммарные затраты на организацию и раскрутку бренда, которые распределяются на предполагаемое количество франчайзи (как правило, их число ограничено, так как излишняя концентрация филиалов на одной территории снижает рентабельность конкретной точки).
  • Предполагаемые риски при ведении данного направления бизнеса.
  • Налоговые обременения с перечисляемых от франчайзи платежей.
  • Затраты на разработку маркетинговых стратегий на текущий период времени.
  • В случае оплаты роялти, это траты на обучение персонала (если требуется), составление и анализ статистических данных, зарплаты сотрудникам, обеспечивающим информационную поддержку, отчисления рекламодателям.
  • Желаемая прибыль франчайзера после оплаты всех постоянных и переменных расходов.

Сумма паушального взноса – это комплекс затрат франчайзера для обеспечения стабильного оборота его нового партнёра за вычетом определённых дивидендов от владения торговой маркой, высчитываемая по специальной формуле.

Как правило, чистая прибыль от разового взноса минимальна, а затраты могут доходить до 80-90 % всех перечисленных со стороны франчайзи средств.

Расчёт стоимости паушального взноса

Франшизы без паушального взноса

В отдельных случаях, когда головная организация существует на рынке франчайзинга не так давно, либо она очень заинтересована в развитии сети филиалов, она предлагает будущим партнёрам выгодные схемы ведения совместного бизнеса без паушального взноса, а именно:

  • Когда франчайзер предоставляет партнёру отсрочку агентского вознаграждения, закладывая его в сумму роялти.
  • Если готовый бизнес передаётся в аренду будущим франчайзи на основе соответствующего договора с отчислением процентов собственнику.
  • Если в отношении партнёра действует схема обратного франчайзинга – он сам занимается раскруткой и запуском новой торговой марки, как правило, открывая сеть предприятий на территории какого-то региона. В таких случаях сумма паушального взноса полностью тратится самим франчайзи на разработку маркетинговых стратегий для быстрой окупаемости и получения максимальной прибыли.

Что такое паушальный платеж? Это своего рода гарантия заранее оплаченных услуг, которые по договору обязуется предоставить франчайзер.

Таким образом, франшиза без оплаты этого взыскания может долго окупаться, так как головная организация не всегда заинтересована в поддержке своего франчайзи. В этом может скрываться главная опасность для начинающего предпринимателя, так как он не сможет соблюдать собственный бизнес-план.

Особенности оплаты паушального взноса

Заключая договор концессии, партнёры оговаривают вид паушального взноса, а также детали его оплаты. В некоторых случаях сумма взимается на дополнительных условиях, зависящих от конкретных особенностей франчайзинга:

  • Некоторые компании предлагают произвести оплату в фиксированной сумме, не зависящей от каких-то дополнительных факторов.
  • В ряде случаев паушальный взнос назначается в виде фиксированной суммы, но в зависимости от региона страны, активов франчайзи и общего состояния экономики в стране, он может различаться. Как правило, формированию размера выплаты предшествует детальный анализ рынка и многочисленные расчёты.
  • Оплачивается взнос единовременно, либо франчайзер предлагает своему клиенту рассрочку на определённый период времени, в течение которого платёж должен быть перечислен в полном объёме.
  • Вернуть паушальный взнос по закону можно только в том случае, если будущий франчайзер скрыл важные факты или допустил нарушения при заключении договора. Прежде всего, это касается регистрации контракта в «Роспатенте», а также официального оформления товарного знака, который передаётся в пользование франчайзи.
  • Оплата интеллектуальных активов, переданных головной организации франчайзи в пользование, отображается у обеих сторон договора и проводится по бухгалтерии. С точки зрения налогообложения, начисление начинается сразу после того, как переведённые средства оказываются на счету франчайзера.

Если совместный бизнес с франчайзером не оправдал надежды предпринимателя и он не вышел на планируемую окупаемость, то этот факт будет всего лишь отнесён к оправданным рискам, и средства назад вернуть уже не удастся. Отдельные условия могут быть лишь оговорены в тексте договора, например, когда франчайзер должен компенсировать потраченные средства своему партнёру.

Оплата паушального взноса по договору франчайзинга – это классическая схема партнёрства и при составлении соответствующего бизнес-плана предприниматели закладывают его размер в объём основных инвестиций. Это значит, с точки зрения владельцев филиала, данное взыскание отображается как часть стоимости основных активов будущего предприятия, вне зависимости от вида паушального взноса и способах его оплаты, а его проводка по бухгалтерии имеет стандартные коды в системе.

Примеры паушальных взносов

Авторитет торговой марки и количество франшиз влияет на размер паушального взноса. В нашей стране работают тысячи международных и отечественных предприятий, предлагающих заключение договора концессии с будущими партнёрами на выгодных условиях. Среди них можно выделить следующие известные бренды и новинки в мире франчайзинга:

  • McDonalds. Один из самых знаменитых торговых знаков в мире, практикующий франчайзинг уже много лет. Каждому желающему присоединиться к этой компании придётся заплатить от 1 до 1,8 млн долларов*. Если рассмотреть главного конкурента сети KFC, то франшиза не менее известного бренда обойдётся уже в 2,5 млн долларов, а также партнёр должен подтвердить наличие средств на оплату основных активов.
  • Holiday Inn. Сеть отелей, известных по всему миру. Франчайзер гарантирует партнёрам, что при соблюдении стандартов и выполнении всех условий договора, наполняемость номеров будет максимальной. Стоимость франшизы составит около 5 млн долларов. То же касается и не менее известной сети Marriott, где стоимость паушального взноса – 4,5 млн долларов.
  • С российскими франчайзерами дела обстоят намного скромнее. Чтобы присоединиться к «СДЭК» (службе курьерской доставки) нужно будет заплатить 200 тыс. руб.
  • Паушальный взнос простой сети кафе-мороженое «33 пингвина» составит также 200 тыс. руб., но при определённых условиях франчайзи может попросить скидку.
Франшиза Holiday Inn

Как правило, между стоимостью франшизы и будущими оборотами, от которых зависит успех бизнеса, существует определённая зависимость.

Если взносы слишком малы или вовсе отсутствуют, то головная компания вряд ли будет тратить много средств на развитие своего бренда в регионе нового партнера и обороты могут начать падать при малейших колебаниях рынка. Высокая стоимость франшизы, наоборот, гарантирует, что менеджмент франчайзера будет предпринимать все возможные шаги для раскрутки товарного знака и прибыль будет расти.

*Суммы актуальны на январь 2020 г.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Подробнее

1C: франчайзи: рейтинг, пошаговая инструкция по заключению договора

1С Франчайзи – это юридическое лицо, которое получает соответствующий статус, благодаря соблюдению условий, диктуемых головным предприятием 1С. На…
Подробнее

Какой бизнес готов к созданию франшизы: срок существования бизнеса

Известные компании заинтересованы в расширении рынка сбыта своей продукции. Франчайзинговая модель ведения бизнеса позволяет добиться этого с минимальными…