Роялти: понятие, метод освобождения, налогообложение и порядок расчета

Открытие нового бизнеса в суровой конкурентной среде – это вовсе непростой шаг, особенно если предприниматель начинает его с «нуля». Однако сегодня многие крупные компании России предлагают начинающим бизнесменам договор франчайзинга, так как использование уже раскрученной торговой марки часто помогает быстро окупить затраты. Но несмотря на преимущества, франшиза накладывает множество ограничений на франчайзи, а также часто обязывает его выплачивать ежемесячные отчисления головной компании – роялти.

Что такое роялти в франшизе

Многие начинающие предприниматели, принявшие решение об открытии нового общества с ограниченной ответственностью по договору франчайзинга с присвоением ему конкретного ОКВЭД, нередко задают вопрос, роялти – что это такое? Конечно, многие из них осведомлены, что за право стать партнёром известной компании придётся заплатить определённую сумму – паушальный взнос. Однако это ещё не всё, потому что самые авторитетные торговые марки нередко назначают ежемесячные платежи.

Работа по договору франчайзинга

Итак, роялти – это периодические денежные выплаты, которые взимаются по франшизе с торговой точки за право пользования лицензией и брендом головной организации.

Это говорит о том, что франчайзи не приобретает в собственность, а всего лишь арендует право использования громкого имени, за что он должен платить каждый месяц определённую сумму в соответствии с договором.

Сущность роялти в бизнесе заключается в том, что авторитетное предприятие, которое может себе позволить развитие бизнеса путём открытия новых франшиз, не вкладывая новые инвестиции, получает ежемесячный доход с бизнесменов, параллельно развивая собственную сеть. Таким образом, плательщик обеспечивает себе постоянный оборот за счёт раскрученной торговой марки, а франчайзер полностью избавляет себя от оперативного управления собственным филиалом, на которое требуются дополнительные ресурсы.

Роялти – это чрезвычайно распространённое понятие, и его определение знают во всём мире в условиях развивающейся рыночной экономики, которое существовало ещё много лет назад, но ранее оно касалось лишь взысканий в пользу государства за право разработки недр (отсюда и английское произношение термина royalty – «королевский» или «государственный»). Сегодня же это понятие влилось практически во все сферы экономики и позволяет компаниям либо индивидуальным предпринимателям обеспечивать себе дополнительный доход при минимуме усилий и инвестиций.

Соглашение о выплате роялти заключается в письменной форме

Законодательное обоснование роялти

Роялти – что это с точки зрения закона? Надо сказать, что данный термин не применяется в российском законодательстве, но статья 1235 ГК РФ даёт информацию о возможности периодических выплат физическим или юридическим лицом за право пользованием чужой лицензированной интеллектуальной собственностью. В связи с этим предусматривается специальное лицензионное соглашение между владельцем лицензии и лицом, использующим ее в своих целях, и в этом документе прописываются размеры отчислений в пользу первого, как правило, в виде аннуитетных платежей, иными словами ставка роялти.

В соответствии же с Налоговым кодексом РФ подобные отчисления рассматриваются как пассивный доход (рента) в пользу владельца интеллектуальной собственности, и с таких поступлений взимается налог согласно действующему законодательству.

Объекты, на которые распространяется роялти

Что такое роялти и на какие объекты оно распространяется? С точки зрения экономики, периодические выплаты могут быть назначены за использование (аренду) следующих видов интеллектуальной собственности:

  • Патент на какое-либо изобретение.
  • Разработанная и зарегистрированная программа или операционная оболочка для компьютера.
  • Некий образец, искусственно созданный для различных целей (для примера, концептуальное решение будущего продукта).
  • Химическая или биологическая формула, теорема или модель описания какого-то явления.
  • План для массовой реализации в любой сфере либо отчёт о статистических данных для продукции, производства и т. д.
  • Любое произведение искусства (литературное, художественное, музыкальное), на которое были оформлены авторские права (как правило, издательством или студией звукозаписи).
  • Зарегистрированный товарный знак, торговая марка, бренд.
  • Франшиза головной компании.
  • Какой-либо принципиально новый способ выполнения различных задач (ноу-хау).

Из приведённого выше списка видно, что роялти могут выплачиваться не только компаниям, но и любым частным лицам, если они имеют на руках документальное подтверждение владения интеллектуальной собственностью.

В бизнесе существует ещё одно важное понятие отчислений по франшизе – «Фри-роялти», что означает единовременную выплату гонорара собственнику в соответствии с лицензионным соглашением. Все дальнейшие обременения за право пользования франшизой отсутствуют, а роялти налогообложение для франчайзера также требуется к уплате лишь один раз.

В то же время, именно с точки зрения налогообложения и некорректной бухгалтерии, роялти могут нести за собой риски для участников договора. Налоговый инспектор может поставить под сомнение целесообразность уплаты роялти по лицензионному соглашению, если, например, платежи по франшизе превышают итоговую рентабельность бизнеса. В этом случае велика вероятность выставления дополнительного налога на прибыль.

Авторские права на интеллектуальную собственность

На какие цели расходуются роялти, что требуется от собственника

Если речь идёт об использовании авторских прав, принадлежащих конкретному физическому лице, то вознаграждения могут использоваться им в личных целях. Другое дело, когда задается вопрос: что такое роялти в франшизе и куда тратятся полученные средства?

Как правило, франчайзеры имеют следующие расходные статьи:

  • Уплата роялти позволяет владельцу торгового знака развивать собственную сеть сбыта продукции, увеличивать обороты, закупать новое оборудование, совершенствовать производство и делать прочие неотъемлемые улучшения в бизнесе.
  • Главное, на что может тратиться роялти – это реклама торговой марки, которая, в свою очередь, увеличивает оборот как головной организации (лицензиата), так и франчайзи. Таким образом, выплачивая ежемесячную ренту, бизнесмен отчасти вкладывает эти деньги в рекламу собственной компании.
  • Нередко договоры франчайзинга заключаются таким образом, что собственник торговой марки принимает участие в обновлении оборудования и основных активов, необходимых для ведения бизнеса в точке своего партнера. Средства на подобные шаги, как правило, изымаются именно из ежемесячных отчислений.
  • Очень часто головная организация, являющаяся франчайзером, обеспечивает информационную поддержку своим партнерам, для чего руководство нанимает специализированный персонал, платит ему зарплату и создаёт необходимые условия труда.
  • Франчайзер также может принимать участие в подборе профессиональных кадров для своих клиентов, проводить обучение новых сотрудников за свой счёт.
  • Нередко несколько франчайзи в одном регионе инспектируются представителями головной компании для увеличения эффективности ведения бизнеса.
  • Изменения логотипов и товарных знаков.
  • Ведение интернет-порталов и страниц в социальных сетях силами SMM менеджера.
  • Урегулирование спорных вопросов силами юристов головного предприятия.
  • Печать каталогов, визиток и иной информационной продукции, которая заказывается в типографии.
  • Ведение бухгалтерского учёта силами собственных специалистов франчайзера.
Информационная поддержка франчайзи

Расход роялти, как правило, прописывается в договоре франчайзинга, в разделе об обязанностях собственника торговой марки, и данные услуги неотделимы от уплаты ежемесячного гонорара.

Основные виды роялти

Что такое роялти в бизнесе и какие виды выплат существуют? В современной экономике наиболее популярны следующие виды периодических отчислений по франшизе:

  • Процент с оборота. Франчайзи делает отчисления в виде зафиксированного договором процента со всей реализованной продукции. Данная схема очень удобна, если франчайзер имеет возможность диктовать розничные цены своим партнерам.
  • Процент от маржинальной прибыли. Используется в основном для таких франшиз, где головная организация не в силах удерживать стабильность наценок на товары или услуги, реализуемые в стенах торговой точки франчайзи.
  • Фиксированный платёж. Это классическая рента за право пользования определённой интеллектуальной или иной собственностью франчайзера. Подобные суммы фиксируются в договоре и не меняются на протяжении срока его действия, если в пунктах документа не оговорены особые условия.

Российские франчайзеры чаще всего взимают роялти в виде процента с оборота.

Как рассчитывается роялти

Тем, кто хочет вникнуть глубже и узнать подробнее о проценте роялти: что это и как его рассчитать, следует для начала определить сумму, от которой ведется расчет. Как правило, за основу берётся стоимость товара либо выручка от факта его реализации.

Далее определяется удобный для обеих сторон размер роялти, например, 10–15 %. Последнее, что берётся в расчёт – это расходования средств из роялти – все платежи облагаются налогами в соответствии с действующим законодательством (НДС, НДФЛ, расшифровку которых знает каждый бухгалтер) и платежи, оговоренные в договоре (из тех, что перечислены выше). В итоге между обоими партнерами заключается соглашение о фиксированном проценте (размере роялти) и сроках его выплаты.

Расчёт роялти

Многих бизнесменов волнует вопрос, есть ли методы освобождения от роялти и сколько должно пройти времени, чтобы перестать его платить? Конечно, освободиться от данного обременения весьма непросто, но некоторые предприниматели заключают такой договор франчайзинга, в котором определяются несколько важнейших условий: оценочная стоимость интеллектуальной собственности, срок действия договора и прогнозируемый объём продаж единиц товара по франшизе. Это означает, что если бизнес окажется успешным и за указанный в договоре франчайзинга период головная организация получит средства в объёме оценочной стоимости франшизы, то пункт о роялти товарного знака прекращает свое действие, что освобождает предпринимателя от дальнейших его выплат.

Подводные камни роялти

Все проблемы роялти, несмотря на любые комфортные условия для участников договора, заключаются в системе налогообложения. Дело в том, что компетентные органы могут истолковать данные платежи как средство от уплаты налогов владельцами бизнеса. Чаще всего, это происходит в случае международного партнерства, когда стороны не имеют право на заключение прямого договора и вынуждены прибегнуть к регистрации посреднического юрлица в офшорной зоне. Таким образом, соглашение о сотрудничестве не может официально регистрироваться в Росстате, что приводит к обходу налоговых отчислений и повышенному вниманию со стороны инспекции.

Налоговая проверка

При заключении договора франчайзинга, предусматривающего оплату роялти, налоговики обязательно обратят пристальное внимание на следующие моменты:

  • Цель сделки. Неточные, расплывчатые, некорректные формулировки могут дать повод фискалам произвести выгодные для них доначисления налогов на прибыль.
  • Бизнес и профиль головной организации, ее активы, обороты и признание на рынке. Все это должно найти документальное подтверждение в целях обоснования целесообразности уплаты роялти по договору.
  • Содержание соглашения, правильность его составления. Ошибки в самом договоре могут привести к признанию его недействительным, в результате чего все перечисления по нему автоматически станут мнимыми. Это значит, что сделка может быть отменена и у обеих сторон начнутся проблемы с зачислением и расходованием средств.
  • Адекватность взносов. Все роялти по договору франчайзинга для конкретного рода деятельности имеют похожие размеры. Если налоговый инспектор увидит несоответствие суммы сделки среднестатистическим цифрам, у него появятся подозрения.
  • Правильность ведения бухучета, корректное отражение текущих сделок с отчислениями роялти.

Серьезные франчайзеры используют квалифицированных юристов, чтобы обойти все «подводные камни» и не попасть в поле зрения надзорных органов с вытекающими отсюда негативными последствиями в виде судебных исков и приказов о блокировке средств.

Размеры роялти при работе с популярными брендами

Многие крупные бренды давно работают на российском рынке и для каждого новичка в бизнесе у них есть уже готовые базовые предложения как по поушальным взносам, так и по комиссионным периодическим отчислениям, в частности:

  • McDonalds как самый популярный бренд в стране в отрасли предприятий быстрого питания и кулинарии имеет самую высокую ставку – 12,5 %*.
  • «Шоколадница» – 7 %.
  • Fix Price – 4 %.
  • «Инвитро» – 28 тыс. руб. после окончания 3-месячных бизнес-каникул.
  • KFC – 11 %.
  • «Лукойл» – от 250 тыс. до 470 тыс. руб. в год.
  • Subway – 8  %.
  • Магазины детских игрушек Toy.ru – 40 тыс. руб. (формат ритейлера не влияет на эту сумму).
Франшиза McDonalds

Таким образом, можно увидеть, что для большинства всемирно известных брендов стандартные роялти составляют от 5 до 15 % с оборота. Однако использование столь громкого имени позволяет обеспечить практически мгновенный приток клиентов и среднестатистический оборот. Одним словом, открывая бизнес по франшизе, инвестор может быть уверен, что его периодические и разовые затраты будут оправданы, и он в кратчайшие сроки выйдет на окупаемость, что позволит ему получать неплохую прибыль, но за это имя ему придётся каждый месяц или ежегодно рассчитываться с франчайзером.

*Цены актуальны на декабрь 2019 года.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like