Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия

Открывая новое дело, предприниматель всегда думает об окупаемости и прибыли, отображая эти прогнозы в своём бизнес-плане. Некоторые из владельцев компании имеют достаточно сил и ресурсов для того, чтобы создать собственную торговую марку и, раскрутив её, выйти на хороший профит. Однако те, кто не имеет подобной возможности либо опасаются убытков, нередко работают по договору франчайзинга с известными предприятиями.

Что такое договор коммерческой концессии

Нередко заинтересованные предприниматели просят рассказать про договор концессии: что это такое, чем он отличается от франчайзинга и т. д.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Бизнес по договору коммерческой концессии

Дело в том, что слово «франшиза» пришло в русский язык с запада и в настоящее время такого понятия на государственном уровне в России нет, но в то же время гражданское законодательство оговаривает, что будущие стороны могут заключить договор коммерческой концессии, который по своему содержанию будет дублировать все условия франчайзинга. Далее последует детальное разъяснение сути партнерского сотрудничества, после чего сразу станет понятно, какой договор преимущественно понимается под договором франчайзинга в РФ.

Договор концессии представляет собой соглашение о передаче одной стороной прав на использование товарного знака или иной интеллектуальной собственности другому лицу на определённых коммерческих условиях. Документ должен быть оформлен в письменном виде и отвечать следующим требованиям:

  • Соответствовать статьям 1028 – 1032 ГК РФ и предусматривать права и обязанности обеих сторон (правообладателя и пользователя).
  • Иметь конкретный срок (заключаться на 3 месяца, 1-3 года) либо быть бессрочным.
  • Товарный знак правообладателя должен быть зарегистрирован в «Роспатенте», куда после подписания направляется и сам договор франчайзинга.
  • Документ оформляется с учётом всех коммерческих подробностей – гонорары владельцу бренда в виде разового (паушального) и периодических (роялти) выплат со стороны франчайзи. Причём, каждый пункт возмездных выплат должен быть прописан в соответствии со статьями расходов правообладателя.
  • Территория, в пределах которой правообладатель разрешает своему партнёру использовать принадлежащий ему товарный знак. Данное правило вводится для того, чтобы франчайзи не мог составлять конкуренцию головной организации.
Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Стороны договора

Для того, чтобы соглашение о концессии считалось действительным, необходимо отразить в нем так называемые существенные условия:

  • Предмет договора, то есть конкретные права (торговый знак, знак обслуживания), передаваемые в аренду. В тексте договора достаточно указать реквизиты свидетельства Роспатента и изображение знака.
  • Объем передаваемых прав. Собственник может предоставить предпринимателю как полную свободу действий (например, дать возможность заключать договоры субконцессии, работать во всех направлениях бизнеса), так и ограничить его в правах (разрешить только один вид деятельности).
  • Вознаграждение правообладателя (размеры и форма выплаты паушального и (или) ежемесячных (годовых) отчислений).

Остальные условия считаются дополнительными и включаются в текст договора по желанию сторон.

Если соглашение о концессии не будет содержать эти обязательные пункты, то документ не сможет пройти регистрацию в госоргане.

Как уже выше указывалось, существенные условия договора коммерческой концессии определены в статьях 1028–1032 ГК РФ.

Обязанности сторон по франчайзинговому договору

Как было сказано выше, оба участника соглашения имеют друг перед другом целый набор обязанностей. Так, правообладатель после заключения договора должен выполнить следующие условия:

  • Главное условие концессионного двустороннего договора – передача прав на пользование товарным знаком партнёру.
  • Также франчайзер обязан предоставить всю необходимую для использования своего бренда информацию второй стороне, обозначить «подводные камни» и преимущества.
  • Обеспечить партнёра копиями имеющихся лицензионных документов, относящихся к предмету консенсуального соглашения.
  • Предоставлять франчайзи необходимую юридическую и информационную поддержку.
  • Выдать необходимые рекламные материалы – каталоги, электронные файлы, обеспечить кадровую поддержку и обучение персонала, если эти условия оговорены в заключаемом контракте.
  • Франчайзер должен выдать партнёру стандарты своей компании и контролировать их соблюдение (например, подписывая соглашение с компанией «Лукойл» на строительство новой АЗС или с брендом мирового значения «Макдональдс» на открытие нового ресторана, франчайзи получает бренд-лист на каждую деталь будущего предприятия).
  • Владелец бренда несёт косвенную ответственность за качество товаров и услуг, предоставляемых франчайзи после запуска фирмы.
Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Ответственность франчайзера

В то же время на франчайзи накладывается ряд ответственных задач, которые он должен выполнить в полном объёме, в частности:

  • Производить все необходимые выплаты, указанные в тексте документа. В случае нарушения этих пунктов, франчайзер может наложить на партнёра взыскание в виде штрафных санкций.
  • Обеспечить выполнение всех стандартов бренда, выданных франчайзеру, отвечать на замечания, исправлять ошибки и в конце сдать работу ответственному представителю головной компании.
  • Принять от правообладателя рекламную продукцию, вывески и логотипы с последующим их размещением в нужных местах.
  • При необходимости трудоустроить кадровый персонал, принятый с участием партнёра, если это прописано в договоре.
  • Чаще всего соглашение не предполагает передачу товарного знака третьим лицам, если только франчайзи не были переданы права в полном объеме.
  • Предмет договора является коммерческой тайной, и предприниматель не имеет права разглашать его посторонним.

Взаимное доверие между сторонами достигается только за счет неуклонного следования всем пунктам зарегистрированного документа, который в свою очередь может быть расторгнут в случае существенных нарушений его условий одной из сторон.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Ответственность франчайзи

Форма договора коммерческой концессии

Начинающим предпринимателям, интересующимся договором концессии: что это, как он выглядит, следует в первую очередь знать все о его форме. Исполнение обязательств по данному соглашению будет признано ничтожным в том случае, если он не составлен в письменном виде и не закреплён подписями участников и печатями их юрлиц.

Оформление договора в надлежащую форму лучше доверить юристам. Профессионал понимает природу контракта и может предусмотреть в нём мельчайшие детали, избавив стороны от негативных последствий.

По закону документ должен обязательно регистрироваться в Роспатенте: заниматься этим обязан франчайзер. Он подает соответствующее заявление, где указывает полную информацию об участниках соглашения, содержании контракта, и прикладывает к нему все необходимые документы. Материалы могут рассматриваться до 45 дней: в течение этого времени госорган досконально проверяет сделку. За утверждение концессионного договора уплачивается госпошлина в размере 11,5 тыс. руб.*

Форма выплат по концессионному договору

Выплаты по договору, как правило, производятся в безналичной форме путём выставления счётов с последующими банковскими переводами. Операции учитываются в бухгалтерских документах и входят в состав периодической финансовой отчётности обеих компаний, которая не должна иметь отличия или разницу в балансах.

Перечисления по договору, включая международные переводы, по закону будут контролироваться органами ФНС и облагаться обременениями в пользу государства.

Что влияет на цену договора коммерческой концессии

Величина выплат по соглашению зависит от множества прямых и косвенных факторов, а именно:

  • Известность бренда, число уже имеющихся на текущую дату партнеров и прочие качественные характеристики товарного знака, а соответственно, прямо пропорциональная зависимость вложенных в его раскрутку средств со стороны собственника. Исходя из этого критерия, правообладатель назначает размер паушального взноса, как правило, в виде фиксированной суммы.
  • Суммарные затраты по концессионному договору со стороны франчайзера. Сюда могут входить цена рекламных материалов, затраты на обучение сотрудников, зарплаты операторам, осуществляющих информационную поддержку франчайзи, а также другие выплаты. Приложение к договору об определении его цены должно быть заполнено с учётом всех нюансов.
  • Роялти и паушальные платежи облагаются налогами, в связи с чем их величина также заложена в цену договора.

Коммерческая концессия – это бизнес правообладателя, а значит он имеет право самостоятельно определить величину своей желаемой прибыли, которая прибавляется к сумме всех планируемых затрат.

Крупные предприятия, много лет работающие на рынке франчайзинга, чаще всего предлагают равные условия вне зависимости от количества их партнёров.

Однако их преимущество в том, что они гарантируют быструю окупаемость и выход на реальные дивиденды. Что касается молодых компаний, то они часто подстраиваются под своих клиентов и конечная цена договора может варьироваться. Как правило, такие соглашения предварительно обсуждаются и составляются в виде проектов перед подписанием. После же подписания контракта цифру изменить нельзя.

Подобные соглашения положительно влияют на экономику страны. Прежде всего, франшиза крупного предприятия с богатой историей – это один из лучших способов обеспечения качества, так как стандарты бывают довольно жёсткими, а их выполнение положительно сказывается на обслуживании населения. В некоторых случаях, франчайзинг – это способ привлечения валютных инвестиций с запада, а также неминуемое пополнение бюджета страны за счёт госпошлин, налоговых обременений и прочих обязательных отчислений.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Франшиза АЗС Лукойл

Расторжение договора коммерческой концессии

В случае, когда одна из сторон, взяв на себя определённые обязательства, не справляется с их выполнением, а также из-за несоблюдения общих пунктов документа, другой участник имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, предварительно уведомив о своем решении. Причины для расторжения контракта, а также штрафы и неустойки подробно оговариваются в теле документа.

В случае же когда одна из сторон просто отказывается от продолжения сотрудничества, а мирным путём решить данную проблему не удаётся, стороны обращаются за помощью в арбитражную инстанцию.

Срочный контракт прекращает действие с истечением указанного в нем периода и если стороны не заявили о своем желании продолжить деловые отношения.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг): существенные условия
Для расторжения договора нужна серьезная причина

После разрыва договора, возмещения неиспользованных средств, передаче отступных и закрытия всех долговых обязательств, ранее заключенная сделка считается недействительной, и стороны прекращают сотрудничество. Причин прекращения отношений может быть немало, но самые основные из них – это плохая окупаемость вложений во франшизу, маленькие обороты, либо отказ предпринимателя от развития под именем сторонней компании.

Коммерческая концессия (франчайзинг), несмотря на широкое распространение, продолжает вызывать вопросы. И недаром, так как отношения в рамках франшизы считаются юридически и финансово сложными. Поэтому, перед тем как оформить контракт, стоит получить грамотный правовой совет и консультацию опытного бухгалтера.

*Суммы актуальны на январь 2020 г.

Закрыть

Задать вопрос