Франшиза: понятие, договор, плюсы и минусы

Многие люди, начинающие индивидуальное дело, не знают, что такое франшиза, а ведь именно она является самым доступным и быстрым способом раскрутки нового бизнеса. Что такое франчайзинг, каковы его плюсы и минусы, как он работает — все подробности ниже.

Что такое франшиза простыми словами

«Франшиза» — описывая, что это такое простыми словами, можно сказать так — это право использования чужого бренда (за деньги) при ведении своего бизнеса. То есть, чужое имя и репутация работает на создателя новой компании, магазина, офиса или фирмы в его коммерческих целях.

Покупка франшизы способствует быстрой раскрутке бизнеса

Вообще юридического термина «франшиза» (что с французского означает «льгота») в России нет. Он нигде не закреплён — ни в одном законе или нормативном акте не прописывается, что человеку следует понимать под франшизой, что такое франшиза в сфере бизнеса и каковы её условия. Но существует российский синоним этого слова — «коммерческая концессия».

Поскольку читателям из России более понятнее слово «франшиза», а не «коммерческая концессия», в статье будет использоваться именно оно.

Франшиза — что это может значить для покупателя:

  • товарный знак;
  • бренд;
  • льготы или права;
  • разработки и технологии;
  • объекты интеллектуальной собственности (компьютерные программы и программное обеспечение).

Условия предоставления правом пользования брендом или торговой маркой чётко прописываются в договоре между сторонами. В нём указывается, что в обязанности нового владельца входит соблюдение всех правил, требований и способа ведения деятельности основателя бренда. Такой контракт является взаимовыгодным для обеих сторон.

Краткая история возникновения

Если франшиза — это право на обладание известным брендом, то франчайзинг в бизнесе — это:

  • Для одной стороны означает платную передачу своего бренда другому лицу.
  • Для другой стороны означает аренду этого бренда.

Если говорить про термин «франчайзинг» — о том, что это такое узнали ещё в 1850 году в США после того, как была изобретена швейная машинка, известная под названием «Zinger». Модель настолько пользовалась спросом, что у её производителя (Исаака Зингера) не хватало производственных мощностей, чтобы обработать все заказы на её изготовление.

Тогда хозяин бренда решил создать такую систему товарооборота: он продал некоторым крупнейшим заводам право на производство швейных машин по его технологии и реализацию их под маркой «Zinger». План сработал, показатели торговли росли, И. Зингер богател.

Примерно через 100 лет, также в США, подобной схемой воспользовались создатели компаний «Coca-Cola», «Pepsico» и «McDonald’s». В СССР о понятии «франчайзинг» и что оно означает узнали в 1980 г. с появлением «Pepsico». После распада СССР такая схема работы стала набирать популярность примерно с 2001 года.

Стороны франчайзинга

Во франчайзинге принимают участие 2 стороны — франчайзер и франчайзи:

  • Франчайзером называется хозяин-продавец франшизы (человек или юридическое лицо), который добился успеха в бизнесе и теперь предоставляет право на пользование своим брендом франчайзи.
  • Франчайзи — что же это такое? Этим термином можно обозначить покупателя франшизы (бренда). Зачастую это малоизвестный человек или не раскрученная компания, которые покупают уже известный бренд и строят на его основании своё дело.
Схема сотрудничества франчайзера и франчайзи

Стоимость франшизы

Чтобы пользоваться франшизой, нужно оплатить:

  • паушальный (первоначальный) взнос — сумма, которая вносится за право входа в данный бизнес. Она не возвращается и служит для подтверждения прав франчайзи;
  • роялти — ежемесячная выплата хозяину бренда. Обычно она состоит минимум из 10 % от прибыли;
  • рекламные взносы — отправляются каждый год франчайзеру на развитие бренда;
  • классические затраты на инвестиции — включают в себя покупку оборудования, выплату зарплат сотрудникам, аренду помещения, расходы на рекламу.

Тот, кто впервые открывает новое дело не может знать о сумме всех затрат и инвестиций. А владелец бренда, наверняка, уже имеет не один филиал либо офис по стране или миру и знаком с финансовой стороной этого вопроса.

Важной частью успешного развития экономики нового предприятия являются советы и конкретные расчёты от франчайзера по поводу суммы инвестирования в данный бизнес.

Виды франчайзинга

Хотя франчайзинговый бизнес в основном имеет одинаковую концепцию, существует несколько его видов:

  • Товарный (самый распространённый вид). Применяется в торговле. Для франчайзи (покупателя) это означает реализацию продукции в магазинах под чужим брендом, например, фирменной одежды или обуви («Nike», «Adidas»), автомобилей или бытовой техники.
  • Сервисный. Похож на товарный вид, но только вместо продажи товара — оказывается конкретная услуга. Например, фирма по страхованию, агентство для туристов, сеть химчисток. Что это означает для франчайзи? Франчайзер предоставляет нужное оборудование и материалы, оказывает своевременную поддержку и следит за правильным выполнением технологического процесса.
  • Промышленный. В этот вид франчайзинга входит право на производство оборудования, мебели, строительных материалов, техники или пищевой продукции (швейная машинка «Zinger», техника «Samsung», машины «Audi»).
  • Обратный. Означает, что финансовые отношения сторон развиваются с точностью до наоборот. Франчайзи получает все права на владение брендом, ведет определенный бизнес, а франчайзер ему за это выплачивает определенные суммы.
  • Деловой. По своему определению напоминает бизнес-формат. Франчайзи передаются права на ведение бизнеса, а также подробные инструкции по дизайну помещения, униформе сотрудников, рекламного стиля. Это может относиться к супермаркетам, гостиницам, кафетериям, ресторанам, школам.
Деловой вид франчайзинга на примере сети кафе KFC

По мнению экспертов, деловой вид франчайзинга становится более популярным и востребованным. Он является наиболее выгодным для инвестирования.

Формы франчайзинга

Существует 3 формы франчайзинга:

  • Прямой франчайзинг — что может это значить для обеих сторон? Передача прав осуществляется только одному человеку (юрлицу) конкретно на одно предприятие (магазин, завод, ресторан и т.д.), территория которого ограничена.
  • Субфранчайзинг. При такой партнёрской форме ведения деятельности, франчайзи получает большую часть прав бренда на определённой территории. Он может открывать новые точки (офисы, отделы, магазины) и даже продавать франшизу другим лицам.
  • Мастер-франшиза. Означает полную передачу всех прав на бренд и полномочий мастеру-франчайзи в конкретной местности. Стоит дорого, но зато франчайзи сам может решать, как ему развивать свой бизнес.

Для чего вообще нужна франшиза

Статистика показывает, что половина компаний, начинающих ведение бизнеса, не выдерживают конкуренции. Года 2 они ещё держатся на плаву, а потом их бизнес «прогорает». Это ответ на вопрос: «Зачем нужна франшиза и что она даёт покупателю?».

Эксперты утверждают, что наличие франшизы позволяет снизить риск банкротства в первые годы существования фирмы, сэкономить 5 лет на развитии бизнеса и заполучить хорошую рекламную поддержку со стороны известного бренда.

Что бывает с бизнесом начинающих компаний без использования франшизы

Для чего продают и покупают франшизу

Франшизу покупают с целью обезопасить свой бизнес, который в начале его создания ещё не совсем устойчив, действие рекламы ещё не дало желаемых результатов и нет постоянных партнёров.

Продают франшизу по 2-м причинам:

  • Предприятие действует только в пределах одной территории. Владельцу бренда выгодно открыть в другом городе или стране франчайзинговую точку, получать от неё прибыль и увеличивать товарооборот. Особенно, это касается интернет-магазинов. Например, предприятие по изготовлению постельного белья находится в Москве. Стоимость доставки одного комплекта, к примеру, во Владимир — около 1000 руб. (хотя сам набор стоит 2000 руб.). Клиенты не согласятся переплачивать за доставку. А если открыть во Владимире точку с уже известным брендом и производить постельное бельё на месте, то клиентам будет выгодно покупать данный товар.
  • Руководить предприятием должен заинтересованный в успехе бизнеса человек. Наёмный директор вряд ли станет делать больше, чем от него требуют его обязанности. А вот «свой человек», тот, кто будет переживать за это дело, сделает всё для достижения компанией успеха.

Мало кто догадывается, зачем ещё нужна франшиза, что это очередной способ для мошенников нажиться на наивных людях. Поэтому перед такой серьёзной покупкой нужно внимательно изучить компанию-франчайзера, её стратегию, цель, мотивы.

Выгоды франчайзера

Для франчайзера выгодно продать свой бренд, поскольку:

  • снижается потребность в дополнительных инвестициях, ведь франчайзи самостоятельно закупает оборудование (согласно описанию условий), производит продукцию за свой счёт. Товарооборот увеличивается, однако платит за это франчайзи;
  • приходят регулярные отчисления за рекламу, использование бренда и проценты от доходов;
  • развитие бизнеса не нуждается в усложнении менеджмента. Бизнес-партнёры тоже несут часть рисков, поэтому это стимулирует их отвечать за свои действия и содействовать развитию своего дела;
  • бренд становится более известным. При этом не нужно вкладывать собственные деньги в его рекламу.

Почему покупают франшизу

Франшиза — это готовый бизнес-план, который его хозяин уже воплотил в жизнь и добился успехов. Начинающие предприниматели, не имеющие возможности вкладывать крупные инвестиции в развитие бизнеса, могут найти в этом решении самый выгодный вариант организации и ведения своего дела (с коммерческой точки зрения).

Работающий бренд — верная гарантия прибыли

Основные риски в бизнесе по франшизе

Франчайзинг связан с вложением финансов, а это всегда таит возможные опасности. Ниже будут рассмотрены риски, существующие для обеих сторон сделки.

Риски для франчайзи:

  • Неправильный выбор направления бизнеса. Покупка франшизы не будет иметь никакого значения, если человек выбрал направление, в котором он не разбирается или которое не имеет спроса в его местности. Например, какую прибыль можно ожидать от салона красоты, который открыл в селе 50-летний мужчина-инженер, вовсе не разбирающийся в косметологии и тенденциях моды?!
  • Сотрудничество с ненадёжным франчайзером.
  • Обещание «золотых гор». Иногда франчайзеры преувеличивают доходы от реализации своего бренда, поэтому франчайзи могут потерпеть убытки из-за чьих-то пустых обещаний о прибыли.
  • Неправильное заполнение или ведение документации. Отсутствие договора о франчайзинге или ошибки в бумажных делах могут привести к краху и разорению. Защитить свои права в суде будет нелегко.
  • Невыгодные условия сотрудничества.

Если во время переговоров и заключения договора, франчайзи не смог обсудить важные для него условия, ему будет непросто в дальнейшем вести бизнес.

Риски для франчайзера:

  • всегда есть вероятность того, что франчайзи окажется недобросовестным человеком или юрлицом и будет использовать секреты технологии производства в корыстных целях, а также не соблюдать условия договора. А это чревато убытками;
  • слабая активная деятельность со стороны франчайзи. Возможно, он уделяет работе мало времени, не вникает в проблемы фирмы и его не очень волнует рентабельность дела;
  • потеря эксклюзивных прав на бренд (если речь идёт о мастер-франшизе);
  • появление конкуренции, если нечестный франчайзи меняет несколько букв в названии бренда и реализует продукцию или чужие идеи как свои собственные.

Пример франшизы

Самым известным примером франшизы является сеть общепита McDonald’s. Из-за жёсткой конкуренции, владельцы бренда в середине 20 века решили продать свои права другим компаниям.

Какие франшизы выгодно приобретать

Чтобы сегодня приобрести франшизу на этот бренд, понадобятся солидные капиталовложения. Обычно, этим занимаются уже те предприниматели, которые состоялись как бизнесмены и хотят расширить сферы своей деятельности.

Стоимость франшизы McDonald’s около 45 000$, а общая сумма вложений вполне может дойти до 950 000$, при открытии ресторана в крупном городе.

Торговля франшизой как бизнес — выгодно ли

Учитывая предыдущий пример, торговля франшизами — дело прибыльное. Но всё зависит от спроса на бренд в целом и региона, в котором он будет реализовываться.

Поэтому от франчайзера важно внимательно изучить рынок торговли и понять, есть ли смысл от того, чтобы делиться своими наработками с другими лицами или выгоднее самому раскручиваться и открывать новые торговые точки.

Подводные камни франшизы

Соглашаясь на использование чужого бренда, франчайзи обязуется закупать материалы, оборудование, сырьё только у того поставщика, который назван владельцем франшизы. А это один из подводных камней, ведь покупатель может рассчитывать на одну сумму вложений, а придётся отдавать гораздо больше. Причём цена бывает высокой, а качество — сомнительное.

У франчайзера нет возможности для собственного креатива и творчества. Он должен действовать согласно шаблону и условиям договора, которые ему навязывает франчайзер.

Франшиза — это не лотерейный билет и не панацея. Тем, кто решился на такой бизнес нужно понимать значение термина «франшиза», что это такое, осознавать её риски и подводные камни. Франчайзинг любит сосредоточенных, ответственных людей, которые уверены в себе и готовы сделать всё, чтобы окупить свои вложения.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Подробнее

Какой бизнес готов к созданию франшизы: срок существования бизнеса

Известные компании заинтересованы в расширении рынка сбыта своей продукции. Франчайзинговая модель ведения бизнеса позволяет добиться этого с минимальными…