В чем особенности договора франчайзинга

Новые экономические реалии неизменно ведут к появлению современных форм взаимодействия между двумя сторонами бизнес-процесса. Одной из них является франчайзинг, который в российском законодательстве упоминается под термином «коммерческая концессия». Для отечественной экономики это явление относительно недавнее, а потому изучить договор франчайзинга бизнесменам, которые решили пойти по данному пути развития на предпринимательской ниве, следует с особым вниманием.
Договора франшизы

Что такое франшиза

Уже вполне повседневным стало такое явление, как передача права пользования собственностью другому лицу за определенную плату. Речь при этом может идти о совершенно любых предметах, начиная от автомобиля, заканчивая квартирой. Для российского обывателя в таком случае более привычным является слово «аренда». Если же говорить о бизнесе, то здесь в пользование могут передаваться товарные знаки, действующие модели предпринимательской деятельности.

Читайте подробнее, что такое франшиза.

Отсюда следует, что договор франшизы – это по своей сути обычная передача права пользования, предоставленная владельцем бизнес-модели за некоторую плату. Впервые данный термин был внедрен в США, и ярким примером его использования можно считать компанию МакДональдс, известную сегодня даже в отдаленных от Соединенных Штатов регионах.

Иными словами, логично будет сказать, что сторона, которая получила указанную совокупность прав, после подписания договорных отношений может заниматься изготовлением и дальнейшей продажей какого-либо вида продукции или услуг. При этом покупатель франшизы получает право пользоваться не только торговой маркой, но и технологией производства услуги или товара.

Для удобства обе стороны получили свои названия:

  • франчайзи – покупатель бизнес-модели;
  • франчайзер – продавец.

Сущность договора

Договор коммерческой франшизы имеет экономическую подоплеку: для самого коммерсанта, который предлагает приобрести права на созданную им модель бизнеса, этот способ является отличным инструментом расширения своего предприятия за счет передачи следующих возможностей:

  • право использования индивидуальных маркеров – коммерческое обозначение, товарный знак;
  • ноу-хау – технология изготовления, способ реализации, реклама.

Бонусами будут являться передача опыта, обучение персонала, информационная и иная поддержка.

С юридической точки зрения типовой договор франшизы имеет следующие характеристики:

  • форма заключения договоренностей – письменная;
  • стороны договора – пользователь и правообладатель.

В обоих случаях стороны могут быть представлены как лицами юридическими, так и физическими. Данный документ является обычно возмездным, двусторонним, консенсуальным. Заключается на некоторый срок или может являться бессрочным.

Согласно ГК РФ, договор коммерческой концессии обязан пройти процедуру регистрации в местном органе исполнительной власти, который заведует интеллектуальной собственностью.

Если данное требование не будет соблюдено, соглашение можно считать недействительным.

К чему обязывает договор

Первое, что предусматривают договорные отношения, – это предоставление всей необходимой документации покупателю франшизы, а также любой другой информации, которая может понадобиться для успешного функционирования бизнеса.
Заключение договора

Со своей стороны правообладатель должен:

  • передать коммерческие бумаги и документацию технического порядка;
  • провести инструктаж покупателя и его сотрудников относительно пользования бизнес-моделью;
  • провести госрегистрацию договора;
  • содействовать постоянному обучению и проведению различного рода консультаций при возникновении сложностей;
  • осуществлять контроль над качеством производимой услуги или продукта.

В свою очередь ожидается, что пользователь будет выполнять такие требования:

  • использовать полученные им средства индивидуализации;
  • придерживаться качества, которое предусмотрено договором и которое соответствует стандартам, выдвигаемым правообладателем;
  • соблюдать все инструкции и указания продавца, которые касаются не только производственной технологии, но и внешнего и внутреннего оформления помещений;
  • оказывать весь спектр дополнительных услуг, которые потребитель мог бы получить, если бы воспользовался продукцией правообладателя;
  • не разглашать тайну ноу-хау;
  • предоставлять субконцессии, если это предусматривается соглашением;
  • разными способами ставить в известность потребителей продукции о том, что он использует данный товарный знак и ноу-хау на основании договора концессии.

Будет важным отметить и некоторые недостатки, которые содержит франчайзинговый договор:

  • сложности в сохранении тайны технологии производства предоставляемой услуги или товара;
  • зависимость репутации сети от убыточных франчайзи;
  • быстрый рост успешных покупателей франшизы, которые со временем склонным покидать цепочку и заниматься развитием собственного дела.

Одна из особенностей данного вида отношений заключается в том, что покупатель франшизы получает возможность продавать модель так называемым субпользователям. При этом пользователю вменяется в обязанность не конкурировать с обладателем права на бизнес-модель в рамках одной территории. Он также не может воспользоваться предложением такого же порядка, полученным от конкурирующих структур в этой же сфере. Непременным к соблюдению является условие согласования с собственником мест размещения торговых точек.

Что должен содержать документ

Договор франшизы и его основные пункты должны в обязательном порядке оговаривать ключевые моменты отношений между обеими сторонами. В частности, речь должна идти о том, что правообладатель передает в пользование франчайзи:

  • бренд всей сети;
  • товарный знак;
  • модель бизнеса;
  • ноу-хау;
  • технологию изготовления товара;
  • концепцию бизнеса.

Бизнес по франшизе

В свою очередь покупатель получает в распоряжение лицензию на пользование товарным знаком, а также на осуществление деятельности на всех оговоренных в договоре условиях и за установленную плату.

При нарушении подписанных соглашений на покупателя возлагается ответственность в виде штрафных санкций, предписанных договором и законом в целом.

Некоторые правила заключения договорных отношений

Оформляются отношения двух сторон непременно в письменном виде. Соглашение составляется в двух экземплярах. Регистрация договора франшизы предполагает неукоснительное соблюдение всех процедур.

Требования к документу выдвигаются такие:

  • наличие подписей двух сторон;
  • подробное изложение прав, обязанностей сторон и условий контракта;
  • соответствие российским законам;
  • проверка регистрации товарного знака;
  • регистрация в Роспатенте;
  • начало деятельности.

Во избежание неточностей и недоразумений в документе непременно должны быть прописаны:

  • сроки его действия;
  • перечень передаваемых в пользование составляющих бизнеса;
  • размер и форма оплаты за передачу права пользования;
  • условия сохранения конфиденциальности;
  • обязанности участников соглашения;
  • иные пункты, которые будут сочтены необходимыми для данного вида отношений.

В изучении вопроса, что это такое – договор франчайзинга, нужно учитывать полную зависимость покупателя от своего правообладателя. Это значит, что последний, в свою очередь, может выдвинуть абсолютно любые условия пользования его проектом, с которыми покупатель волен согласиться или найти другого продавца.

К таким условиям исключительного порядка можно отнести:

  • закупку строго определенного объема товара;
  • пользование сырьем, которое поставляется установленным перечнем поставщиков;
  • требования к помещению. В частности, владелец франшизы может установить минимальную его площадь или выдвинуть условие, чтобы это вообще было отдельное здание;
  • соблюдение норм в разработке формы сотрудников и интерьера торгового зала;
  • запрет на открытие своего бизнеса такой же направленности;
  • условия окончания отношений;
  • ответственность за разглашение технологической тайны.

Если, к примеру, взять тот же Макдональдс, то, какое бы заведение вы ни решили посетить – в Москве или Уренгое, – вы увидите совершенно одинаковую картину во всех мелочах, начиная от меню, заканчивая фирменной одеждой служащих. То же касается закупки продуктов, цвета столиков и стульев, оформления фасадов. Именно по этой причине бургер, купленный в двух разных городах, будет иметь абсолютно одинаковый вкус, что и есть признаком общности сети.

Договор относительно коммерческой концессии или, как его принято называть, франчайзинга должен учитывать и маркетинговые ходы, которые будут способствовать процветанию всех звеньев сети. Для этого очень важно обсудить моменты территориального расположения нового бизнеса. Будет неразумным, если на одной незначительной территории будет наблюдаться скопление одинаковых франшиз, закупленных у одного и того же правообладателя.

Такая непредусмотрительность приведет только к потере прибыли и репутации. Лучше будет, если франчайзер заранее продумает, в каких регионах ему было бы выгодно заиметь представительства, ведь это скажется и на его прибыли в том числе.

На какой срок может быть заключен контракт

Стороны договора франчайзинга непременно должны оговорить срок, в течение которого он будет оставаться действительным. Если речь будет идти о бессрочном сотрудничестве, тогда важно обсудить все моменты, которые могут стать причиной окончания отношений. К таким нюансам можно отнести и запрет, который будет применяться к покупателю, – в течение определенного времени он не сможет открыть подобное заведение.
Подписание контракта

Если же срок все же будет оговорен, тогда важно выделить случаи, которые позволят эти отношения продлить. В таком случае перезаключить контракт на новый срок будет значительно проще. К примеру, уже не будет необходимости проверять, имеется ли регистрация товарного знака. Обязательными остаются только два условия:

  • составление соглашения в двух экземплярах;
  • регистрация в Роспатенте.

Если срок действия не указан и никакие причины расторжения договора франшизы не оговорены, любая из участниц контракта может сделать это по своему усмотрению в любое время, предварительно уведомив партнера.

Финансовая сторона

Официальное оформление сотрудничества должно четко прописывать, в какой форме и в каком размере будет произведена оплата полученного бизнес-проекта. Вариантов может быть несколько:

  • разовая оплата;
  • фиксированный взнос, который необходимо делать каждый месяц;
  • процент от получаемого дохода;
  • обязательство приобретения товара на строго установленную сумму;
  • симбиоз нескольких видов платежей.

Особенно важно этот пункт детально описать для франчайзера. С другой стороны, франчайзи также должен обезопасить себя от всех дополнительных взносов и скрытых платежей. В любом случае достичь консенсуса можно только при обоюдном обсуждении данного раздела.

Регистрация контракта

Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте делает его законным и свидетельствует о вступлении его в силу. Вся деятельность, которая велась до данной процедуры, не имеет под собой никакой юридической обоснованности и может считаться нелегальной. При этом ответственность за нарушение закона возлагается на франчайзи.

На весь процесс может уйти несколько месяцев. Вопреки отсутствию ответственности, заняться оформлением обязан франчайзер. А потому оплачивать лицензию и приступать к ведению деятельности, пока не будет пройдена регистрация, даже не имеет смысла.

Кроме того, даже если покупатель все же решит начать работать раньше, правообладатель не будет отвечать за качество производимой в этом случае продукции. При этом такое сотрудничество может быть держателем основного права собственности признано незаконным, а отношения могут быть расторгнуты по причине неправомерного использования товарного знака и бренда.

Не менее важным является факт проверки в Роспатенте, на какой промежуток зарегистрирован товарный знак, на который будет передана лицензия. Возможно, что срок заканчивается еще до того, как покупатель вступит в право владения бизнес-моделью. Особенно важно это учесть, когда подписывается договор международного франчайзинга.

Нелишним будет отметить и тот факт, что доля иностранных франшиз в российском бизнесе довольно велика. Но строится эта модель несколько иначе. Проведя ряд маркетинговых исследований, владелец бизнес-идеи начинает задумываться не над вопросом, как выделить несколько франшиз на одну страну, а над тем, как выделить одну – для одного представителя, и предоставить ему право в дальнейшем самостоятельно развивать сеть.

Важно понимать, что когда иностранный владелец заключает несколько концессионных соглашений, ему приходится контролировать их все. А вот когда речь идет об одном, тогда регулировать отношения становится гораздо проще, ведь за остальные звенья несет ответственность основной франчайзи. Так заключается договор мастер-франшизы.
Расторжение отношений

Расторжение отношений

Большого внимания требует и такой момент, как прекращение договорных отношений. Важно соблюдать при этом некоторые временные рамки:

  • если период действия контракта не был прописан, тогда уведомить о своем намерении отказаться от существующих договоренностей одна из сторон должна за полгода;
  • если такой период не обсуждался, тогда на эту процедуру имеется 30 дней.

Итак, как расторгнуть договор франшизы? Для этого важно знать, что правообладатель имеет возможность прервать сотрудничество в полном объеме или частично при таких обстоятельствах:

  • нарушены условия относительно качества товара;
  • не соблюдаются инструкции;
  • не выплачивается вознаграждение.

При этом владелец франшизы должен уведомить своего покупателя о некоторых нареканиях и дождаться соответствующих действий по устранению неточностей. Если требования не были выполнены или на протяжении года ситуация повторилась, он имеет право в одностороннем порядке остановить действие контракта.

Прекращается действие соглашения и тогда, когда одна из сторон признается банкротом.

Что такое франшиза: Видео

Закрыть

Задать вопрос