Как проходит регистрация ИП через МФЦ

Начинающие предприниматели при желании официально оформиться в налоговой службе задаются вопросом, возможна ли регистрация ИП через МФЦ. Государство предоставило возможность удаленной подачи документов, без необходимости личного посещения ИФНС. Перед началом процедуры нужно ознакомиться с правилами и собрать весь необходимый список документации.

Можно ли открыть ИП через МФЦ

Согласно действующему своду положений, данные центры не проводят регистрационные мероприятия — они могут только принять бумаги и отправить их в налоговую инспекцию по месту регистрации заявителя. Не все отделения обладают привилегией на оказание указанной услуги.

Регистрация ИП при помощи МФЦ

Создание подразделения основывалось на необходимости разгрузки государственных учреждений, для снижения количества личных посещений граждан, обращающихся по различным вопросам. В сферу деятельности МФЦ также включена подача документации на открытие ИП.

Бизнесмены подчеркивают плюсы работы с МФЦ:

  • Обширная и разветвленная сеть офисов — они расположены по всей территории РФ, вне зависимости от основного города регистрации и проживания, любой может обратиться в рядом расположенный отдел и подать бумаги. Такой подход позволяет решать вопросы даже при отъезде в другой регион.
  • Некоторые отделения позволяют открыть через МФЦ ИП без оплаты установленной пошлины.

Несмотря на явные преимущества, существуют и отрицательные моменты госуслуг:

  • Отсутствует возможность в получении подробной консультации — оформлять документацию претенденту придется по подсказкам из интернета. Из-за этого многие начинающие предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда пакет бумаг возвращается обратно — из-за нарушений и ошибок в анкете.
  • Невозможность одновременной отправки заявки на регистрацию и упрощенную систему налогообложения. МФЦ не помогает решить вопрос с УСН, при желании гражданина работать по такому принципу.
  • Оплата пошлины — бизнесмену придется оплатить установленную сумму при отправке письменного, а не электронного варианта заявления. Некоторые отделы не имеют возможности осуществлять передачу информации через интернет.
Важно! Отправка бумаг через МФЦ займет больше времени, чем прямое обращение в местный отдел ИНФС.
Варианты регистрации

Необходимые условия

Ст. 27 ГК РФ сообщает, что предпринимательством может заниматься лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста — при наличии письменного согласия родителей или опекунов, их заменяющих. До совершеннолетия в МФЦ можно обращаться только через законного представителя.

Бизнесменом в стране может стать только дееспособный гражданин РФ или легально проживающей на ее территории иностранец, с подтверждающими статус бумагами.

Важно! Заявитель обязан обращаться с просьбой о разрешении на деятельность только в региональный МФЦ по месту регистрации. Если он проживает в другой области, то многофункциональное отделение откажет в приеме.

Ст. 27 ГК РФ

Порядок действий

Регистрация в МФЦ ИП требует предварительного выбора кода ОКВЭД, который относится к предполагаемой деятельности и подбора подходящей системы налогообложения (в ином варианте ФНС использует по умолчанию стандартный тип налогов).

Заявка оформляется на бланке (форма Р21001) ручным способом (обязательно ручкой с черными чернилами) или распечатывается на принтере (с высотой в 18 пунктов и шрифтом «Courier New»). Приложение 20 к NММВ-7-6/25@ (Приказ ФНС РФ) дает инструкцию по заполнению.

Зарегистрироваться можно по пошаговому алгоритму:

  1. Сотрудник проверяет личность заявителя по паспортным данным и сверяет их с теми, что указаны в заявлении. При обращении через стороннее лицо проводится дополнительная проверка полномочий посредника.
  2. Там же проходит заполнение последнего листа заявки — в присутствии ответственного лица. Если гражданин провел операцию заранее, то его попросят подписать документацию повторно.
  3. Работник указывает свою должность и имя, тем самым подтверждая подлинность подписи заявителя. В сведениях об регистрирующем органе вносят сокращенный вариант — МФЦ.

Документация проходит регистрацию, и будущий бизнесмен получает расписку, где указывается способ подачи пакета бумаг, название организации и информация о сотруднике. Она дублируется трижды: один вариант остается у заявителя, второй — в МФЦ, третий — передается в налоговую службу.

Важно! Через 3-7 суток гражданин получает уведомление: об отказе (с уточнением причины) или согласии, с оформлением в системе ЕГРИП.

Образец бланка

Необходимые документы

Список обязательных бумаг представлен:

  • заполненным заявлением (форма Р21001) — без помарок, ошибок и зачеркиваний, с пустой графой на последней странице, предназначенной для подписи;
  • квитанцией об оплате обязательного сбора (800 руб.) — ее можно провести в том же отделении, с указанием реквизитов МФЦ, а не ФНС;
  • копией паспорта и его оригиналом — для установления личности.

Лица, имеющие иное гражданство, предоставляют информацию согласно международному договору. Подтверждение личности происходит при предоставлении:

  • паспорта другой страны;
  • удостоверения личности человека без гражданства, которое выдает иное государство;
  • временных бумаг — при ожидании гражданства России или признания лица гражданином;
  • свидетельства о признании беженцем или удостоверения беженца;
  • документации о временном убежище в РФ.

У некоторых заявителей могут потребовать:

  • при отсутствии указаний о месте и времени рождения — свидетельство о рождении;
  • у иностранцев — разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • справку о регистрации — если адрес прописки не внесен в удостоверение личности или в документацию о разрешении на проживание в РФ;
  • у несовершеннолетних — согласие от родителей, зарегистрированное через нотариуса.
Важно! Сотрудники центра могут попросить у будущего бизнесмена предоставить справки о наличии судимости или уголовном преследовании. Для лиц, моложе 18 — разрешение от комиссии по делам несовершеннолетних (при ее работе с заявителем).

Оплата госпошлины

При отправке пакета документов в ИФНС через электронную почту плата за предоставленный набор услуг не взимается. Заявители должны помнить, что не все отделения оснащены соответствующим оборудованием и в некоторых случаях оплата пошлины обязательна.

Важно! Согласно 333.33 ст. 1 п. 6 подп. НК РФ при регистрации физических лиц в роли ИП берется оплата в размере 800 руб.

Оплата пошлины

Сроки и стоимость услуги

Многофункциональные отделы относятся к ведомственным учреждениям, но их основная роль — посредническая. При их помощи происходит связь населения и госструктур, муниципальных заведений. Если подтверждение бумаг через ФНС проходит за 2-3 суток, то обращение в МФЦ продлевает сроки до 1 недели.

За этот период он отправляет документацию в соответствующее отделение ФНС, сотрудники которого ставят гражданина на учет. После окончания процедуры и получения приглашения, гражданин должен лично посетить МФЦ и получить определенные бумаги:

  • ИНН — регистрируется на имя заявителя при условии его отсутствия;
  • лист записи ЕГРИП (с номером ОРГНИП) — заменяет свидетельство о регистрации ИП в 2022 г.

Важно! Спустя 5 суток после завершения процесса регистрации ФНС передает информацию о новом бизнесмене в Пенсионный фонд и Службу социального страхования. Из этих учреждений в течение 2 недель гражданину доставят официальные письма с основной информацией и уведомлениями.

Единственным платеж, который проводится через многофункциональный отдел — это госпошлина в размере 800 руб. Сумма выплаты устанавливается на федеральном уровне. Существуют и дополнительные платные услуги, не входящие в обязательный список. При желании бизнесмен может:

  • заказать печать — за 500 руб.;
  • открыть расчетный счет — производится практически в любом крупном банке, работающем на территории РФ, обойдется в 300 и больше руб.;
  • заверить подписи и дубликаты при открытии РС — не меньше 300 руб.

Важно! В обязательный платеж входит только госпошлина, которую можно выплатить через портал или банк. Остальные расходы относятся к вспомогательным, для некоторых ИП они будут актуальными, для других — ненужными.

Лист записи ЕГРИП

Возможные причины отказа

К спорным относятся вопросы, с какого возраста российские граждане могут получить свидетельство ИП. Точный возрастной период в законодательстве не оговаривается, но для оформления документации необходим паспорт, который получают после наступления 14 лет. К нюансам относят полную дееспособность — согласно закону, она наступает после совершеннолетия или после шестнадцатилетия — при наступлении эмансипации.

Специалисты обращают внимание на тонкости, при которых в открытии ИП может быть отказано:

  • при наличии предыдущей регистрации в роли индивидуального предпринимателя;
  • при банкротстве — если лицо не смогло удовлетворить требования кредиторов и процедура прошла меньше 12 месяцев назад;
  • принудительной остановке деятельности в качестве ИП;
  • запрете на регистрацию согласно законодательству — для госслужащих или при наличии решения суда.

При желании открыть бизнес, связанный с несовершеннолетними (для обучения, организации проживания или отдыха), отказ придет при определенных факторах. Если у заявителя была судимость или в его отношении возбуждено уголовное преследование:

  • из-за посягательства на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности (в список не входит незаконная госпитализация в медицинскую психиатрическую организацию и клевета);
  • нарушения свободы и половой неприкосновенности;
  • преступления, связанного с семьей или несовершеннолетними, с безопасностью государства, человечества и мира;
  • угрозы здоровью населению или общественной нравственности, безопасности.
Предположительные причины отказа

Запрет на деятельность возможен при непогашенной судимости, связанной с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые совершались умышленно. Существуют и исключения из правил:

  • Зарегистрировать человека в роли ИП ФНС может при прекращении уголовного преследования из-за отсутствия самой преступной деятельности или состава преступления. Также в список входит невозможность возбуждения уголовного дела и непричастность лица.
  • Разрешение на деятельность может быть выдана комиссией по делам несовершеннолетних при легких и средних по тяжести преступлениях (кроме дел по нарушениям неприкосновенности и половой свободы).
Важно! ИП может принимать участие в ДДУ как физлицо, решая финансовые вопросы при помощи того же счета (открывать дополнительный ему не нужно). Закладную на жилье он сможет оформить только после подтверждения права собственности.
Правила ДДУ

Что делать в случае отказа

В некоторых случаях можно получить ничем не обоснованный отказ — тогда придется отстаивать свою правоту.

Заявитель (при отсутствии ошибок в заполнении анкеты, правильно выбранном роде деятельности и пр.) имеет право подать жалобу в вышестоящий орган. Иногда вопрос решается только через суд.

Отказ ответственных органов может быть связан с множеством нарушений: ошибками в анкете, отсутствием отдельных бумаг, входящих в список обязательных. После полного пересмотра можно сделать вторичную попытку и заново подать пакет документации в ближайшее отделение.

Оформление ИП через МФЦ, как и в 2019 году, проходит с максимальным комфортом и удобно в обслуживании. Несмотря на недоработки и отдельные минусы, работу с сервисом предпочитают многие начинающие бизнесмены. Электронная процедура помогает сэкономить средства и время.

https://www.youtube.com/watch?v=2oaVjhLPAwY

Закрыть

Задать вопрос