Как закрыть ооо с одним учредителем: инструкция по ликвидации

Порядок ликвидации ООО закреплен в Гражданском законодательстве. Чтобы избежать проблем и не допустить нарушений, стоит приложить много усилий по соблюдению процедуры. Потому вопрос, как закрыть ООО с одним учредителем, считается весьма актуальным для многих людей.

Причины ликвидации

Перед закрытием ООО с одним учредителем стоит ознакомиться с ключевыми причинами этого процесса. Чаще всего предприятие приходится ликвидировать при наступлении определенных событий, которые влияют на решение учредителей.

При этом далеко не всегда речь идет о прекращении работы в целом. Организация может претерпевать определенные изменения путем применения процедуры ликвидации. Также в законодательстве закреплена возможность реорганизации фирмы. Однако она подразумевает выполнение иных действий.

Ликвидация ООО имеет определенные особенности

Обычно процедура прекращения деятельности проводится в таких ситуациях:

  • Смена направления деятельности. Учредители могут сменить ту сферу, в которой изначально функционировало общество с ограниченной ответственностью. При этом важно соблюдать регламент по внесению изменений в документацию фирмы.
  • Прекращение работы. Этот вариант считается близким к первому. При этом сфера деятельности не меняется, а полностью прекращается работа фирмы. Также в эту группу стоит отнести случаи смены формы, в которой компания воплощает свои идеи.
  • Ликвидация по решению владельца. ООО считается распространенной формой юридического лица. Одной из причин популярности считается возможность продажи организации как готового бизнеса. Если владелец принимает такое решение, юридическое лицо требуется вначале ликвидировать.
  • Реструктуризация. При этом необходимо изменить всю систему бизнеса. Потребность в этой процедуре зависит от множества внешних и внутренних факторов.
  • Банкротство. Одной из распространенных причин закрытия предприятия считается неспособность выплатить долги кредиторам. Ликвидация в этом случае подразумевает признание компании банкротом и требует проведения большого количества процедур, направленных на погашение долгов.

Важно! Такие ситуации обычно связаны с влиянием внешних факторов. Решение о ликвидации может быть связано с конкуренцией, проблемами с поставщиками или другими причинами.

Также стоит учитывать внутреннюю обстановку в организации. Неправильное управление персоналом или прекращение развития компании негативно влияет на ее работоспособность. В такой ситуации приходится принимать решение о прекращении ее работы.

Чтобы стать лидером в рейтинге компаний, перед организацией предпринимательской деятельности стоит детально продумать бизнес-идею. Также обязательно рекомендуется подсчитать затраты на организацию бизнеса.

Существует ряд причин ликвидации

Нюансы процесса

Для правильного прекращения работы компании стоит учитывать много особенностей. Прежде всего рекомендуется обратить внимание на число учредителей.

Отличие ликвидации ООО с одним учредителем и несколькими

Если у ООО имеется один учредитель, прежде всего нужно создать особый документ. Его называют решением единственного участника о ликвидации. Бумага включает положение о ликвидации, сведения о ликвидационной комиссии. Также потребуются паспортные данные ее участников.

Если планируется закрывать ООО с двумя учредителями или большим количеством участников, требуется составить протокол общего собрания. Документ рекомендуется оформить на фирменном бланке. Он должен содержать несколько важных пунктов:

  • Причины прекращения работы компании и сроки. Также нужно составить само решение.
  • Обязательства директора компании по извещению контролирующих органов о планируемой ликвидации.
  • Решение о создании ликвидационной комиссии, утверждение ее состава и передача полномочий для проведения требуемых процедур.
  • Обсуждение порядка ликвидации.
  • Предоставление результатов голосования по этому вопросу.
Важно! После составления протокола его нужно подписать всем ответственным лицам, которые присутствовали на собрании.

Особенности ликвидации ООО с нулевым балансом

Не все фирмы имеют большой доход и могут в процессе прекращения деятельности сформировать значительный ликвидационный баланс. Часто встречаются ситуации, когда компания не имеет ничего. В такой ситуации ее баланс считается нулевым. Чтобы этот способ полноценно действовал, стоит соблюдать ряд условий. К ним относят нулевые доходы, прибыль компании, расходы фирмы, отсутствие социальных взносов.

Помимо этого, в налоговую инспекцию необходимо предоставить документацию, которая подтверждает перечисленные факты. Лишь в этом случае баланс компании считается нулевым. На этом основании можно провести ее ликвидацию.

Если проводится ликвидация ООО с нулевым балансом, пошаговая инструкция в  2020 году может иметь разные варианты:

  • Компанию можно признать банкротом. Это самый простой и доступный метод.
  • Допустимо принять самостоятельное решение о том, что дальнейшее ведение деятельности не является целесообразным. В этом случае учредители добровольно отказываются от своего бизнеса.
  • Допустимо применение альтернативных способов. Бизнес можно продать или провести реорганизацию юридического лица. Стоит учитывать, что эти процедуры являются весьма трудоемкими и затратными.
Существует несколько вариантов закрытия ООО с нулевым балансом

Порядок действий

Многих людей интересует, как можно закрыть ООО в  2020  году, им поможет пошаговая инструкция.

Решение о ликвидации ООО

Если сам учредитель решил ликвидировать компанию, ему нужно оформить пакет документов. Эту процедуру проводят на самом первом этапе. Если у предприятия только один учредитель, необходимо составить и подписать решение относительно ликвидации. Если их несколько, нужно оформить протокол с подписями каждого.

Назначение ликвидатора

Важно создать определенную структуру, которая будет впоследствии заниматься вопросами ликвидации. Для этого требуется подать сведения в налоговую службу или внести соответствующие сведения в государственный реестр.

При соблюдении всех условий можно создать группу ликвидаторов. В комиссию входят руководители или учредители компании. Решение относительно назначения комиссии принимает общее собрание. Иногда это делает судебный орган.

Ликвидационная комиссия и ликвидатор имеют целый ряд полномочий. Они должны делать следующее:

  • известить кредиторов о закрытии компании;
  • составить ликвидационный баланс;
  • опубликовать информацию о ликвидации в официальном источнике;
  • продать имущество компании;
  • погасить долги;
  • составить итоговый ликвидационный баланс;
  • распределить оставшееся имущество между участниками;
  • направить в Федеральную налоговую службу заявление для регистрации информации о ликвидации компании.
Важно! После выполнения каждого этапа выдается свидетельство. Оно подтверждает регистрацию информации о закрытии компании, после чего она прекращает свое существование.

Уведомлении ФНС

В течение 3 рабочих дней после того, как принято решение относительно ликвидации, необходимо подать в налоговую службу следующие документы:

  • уведомление — его нужно составить по правилам по форме Р15001 и заверить нотариально;
  • протокол собрания учредителей — при ликвидации единственного участника ООО подать решение о ликвидации компании.

Подавать соответствующие документы нужно при любой форме налогообложения, включая УСН. Если нарушить сроки предоставления документов, есть риск получения штрафа. Он составляет 5000 рублей. Подавать пакет можно разными способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом — при этом проводится опись вложений;
  • в электронном виде — подача осуществляется через сайт Государственных услуг;
  • через МФЦ — стоит учитывать, что не все центры принимают документацию.

Спустя 5 дней налоговая инспекция выдаст документ о внесении в ЕГРЮЛ информации о том, что компания пребывает на этапе ликвидации. С этого времени запрещено менять учредительные документы или входить в состав других фирм.

В налоговую нужно подать пакет документов

Размещение информации в СМИ

Информацию о ликвидации компании рекомендуется опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации». При этом необходимо обозначить порядок и сроки подачи заявлений требований кредиторов. Этот период должен составлять минимум 2 месяца. За этот период все должники могут требовать возвращения долга.

Уведомление кредиторов

Обязательно следует направить письменные уведомления о ликвидации контрагентам, перед которыми имеются долги. Их стоит составлять в свободной форме. Срок не установлен. Однако лучше всего проводить процедуру после публикации в средствах массовой информации.

Важно! Письмо рекомендуется направлять почтой, чтобы уведомить кредиторов. Его стоит отправлять с описью вложений и объявленной ценностью.

Обязательно следует уведомить кредиторов

Увольнение сотрудников, извещение службы занятости

Работников организации стоит известить об увольнении минимум за 2 месяца. Для этого рекомендуется составить письменное уведомление, под которым каждый сотрудник должен поставить свою подпись.

Немаловажное значение имеет подача письменного уведомления в службу занятости. Это нужно делать минимум за 2 месяца. Если ожидается массовое увольнение, процедуру стоит проводить за 3 месяца. Обычно это требуется при наличии более 15 сотрудников. Однако в некоторых регионах могут быть установлены индивидуальные правила.

Важно! В уведомлении должны присутствовать сведения по каждому сотруднику. Необходимо указать должность, специальность, условия оплаты труда.

Через 2-3 месяца после подачи уведомлений сотрудников можно увольнять. При этом им требуется выплатить выходное пособие. Немаловажное значение имеет компенсация за неиспользованный отпуск.

Расчеты с контрагентами

Расчеты по долгам ведутся в порядке очередности, которая зафиксирована в Гражданском кодексе. После утверждения ликвидационного баланса стоит провести расчеты таким образом:

  • в первую очередь — с гражданами, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда здоровью;
  • во вторую очередь — с работниками по трудовому договору.

Через месяц после утверждения ликвидационного баланса сделать следующее:

  • уплатить налоги, штрафы, страховые взносы;
  • выплатить оставшиеся долги.

Важно! Если финансов недостаточно, осуществляется продажа имущества на торгах. Если этих средств все равно мало, начинается процедура банкротства.

Снятие с учета кассы

Чтобы снять кассу с учета, стоит подать в налоговую службу заявление. К нему необходимо прикрепить отчет о закрытии фискального накопителя. Заявление подают на сайте или лично.

По правилам снятие с учета осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Затем формируется карточка. В электронном виде на это требуется 2 часа.

Закрытие расчетного счета

Чтобы закрыть расчетный счет, достаточно заполнить соответствующее заявление и передать его в банковскую организацию.

Для закрытия счета стоит подать заявление в банк

Составление и подача промежуточного баланса

Эти действия выполняет ликвидатор. После предъявления кредиторами всех требований нужно составить баланс. В нем фиксируется информация об имуществе компании и обязательствах перед кредиторами.

Затем баланс утверждает общее собрание, составляется соответствующее уведомление и направляется в регистрирующую организацию. Уведомление должно быть заверено нотариально.

Подача пакета документов в ФНС

После погашения долгов в налоговую службу подают итоговый пакет документов:

  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • нотариально заверенное заявление Р15001;
  • протокол об утверждении промежуточного баланса;
  • заявление по форме Р16001;
  • итоговый баланс;
  • решение об его утверждении.
Важно! Спустя 5 рабочих дней после подачи документов в налоговой можно получить свидетельство о прекращении деятельности компании.

Сдача документов в госархив, уничтожение печати

Если компания платила заработную плату, пакет документов сдают в архив. К ним относят следующее:

  • трудовые договоры;
  • приказы о переводе, увольнении, приеме на работу;
  • лицевые счета;
  • личные карточки;
  • оригиналы документов, которые не забрали работники;
  • договоры страхования сотрудников от несчастных случаев.

Специальные требования к уничтожению печати отсутствуют. Потому это можно сделать любым удобным способом.

Документы нужно сдать в государственный архив

Примерные сроки и стоимость процесса

Быстрое прекращение работы ООО невозможно. В общей сложности это может происходить в течение нескольких месяцев. До  2020 года государственная пошлина при подаче заявления о ликвидации ООО составляла 800 рублей. С  2020 года при подаче заявления в электронном виде пошлина отсутствует. Однако для этого требуется оформление электронной цифровой подписи.

При осуществлении процесса ликвидации ООО пошагово стоит соблюдать целый ряд рекомендаций. Начинающим предпринимателям обязательно следует ознакомиться с этой процедурой.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like