Что такое ключ проверки электронной подписи

Ключ проверки электронной подписи — это особое сочетание символов. Он используется для формирования подписи. В законодательных актах закреплено понятие ключа. Он используется для оценки достоверности подписи. Чтобы получить цифровой ключ, необходимо обратиться в соответствующий центр.

Ключ проверки электронной подписи: что это такое

Электронная цифровая подпись является высокотехнологичным продуктом, который призван решать 2 задачи.

  • Он обеспечивает конфиденциальность и целостность документооборота, который совершается в электронном виде. Заверенные в онлайн-формате документы обладают полной юридической силой. Использование таких методов приобретает все большую актуальность в товарно-денежных отношениях.
  • Также их применяют в судебных разбирательствах, бизнесе, налоговых органах.
Электронная подпись применяется для совершения документооборота
Обратите внимание! Само понятие такой подписи заключается в наборе данных, которые включают определенные реквизиты. Они бывают обязательными и необязательными.

Понятие ЭП и виды ключей

Электронная подпись представляет собой реквизит документа, который позволяет подтвердить принадлежность владельцу. С ее помощью удается зафиксировать состояние сведений в документе с момента его подписания.

В статьях законов РФ сказано, что это эквивалент подписи, которая проставляется от руки. Для нее характерна полная юридическая сила. Помимо квалифицированной, существуют такие разновидности ЭЦП:

  • Неквалифицированная — делает документ юридически значимым, но только при заключении дополнительных договоров между сторонами. В них указаны правила использования электронной подписи. Благодаря этому удается доказать авторство бумаги и проследить за ее подписанием.
  • Простая — не наделяет документ юридической значимостью до заключения дополнительных договоров между участниками относительно правил применения подписи. Она не обеспечивает неизменность документа с момента подписания, но дает возможность подтвердить его авторство. Использование такого варианта недопустимо при работе с государственной тайной.

Понятие ключа ЭЦП включает неповторяемую комбинацию символов, с помощью которых образуется подпись. В Федеральном законе есть и другое определение этого термина. Он выглядит как неповторяемая комбинация символов, которая связана с ключом ЭЦП. Его целью считается оценка подлинности подписи.

Каким ключом проверяется электронная подпись

Существует 2 вида ключей — закрытый и открытый. В первое понятие входит уникальная последовательность символов, которые образуют подпись. Закрытый ключ находится на ключевом носителе — токене. Его защиту обеспечивает пароль, который известен только владельцу.

Важно! После выдачи токена в центре необходимо сменить заводской пароль на свой личный и обеспечить ему тщательное хранение. Благодаря этому удастся избежать подделок.

Потеря или кража устройства хранения информации может быть сразу выявлена владельцем. Это дает ему возможность своевременно отозвать сертификат. Наиболее безопасным вариантом считается хранение на смарт-карте. Ее применение подразумевает использование двухфакторной аутентификации. Потому скопировать с устройства сведения весьма сложно.

При этом токены считаются более универсальными. Это обусловлено возможностью их применения на любом устройстве, которое имеет USB-порт.

Для хранения ключей можно применять токены

Открытый ключ находится в доступе для пользователей системы. Он нужен для проверки подписи. Благодаря открытому ключу ЭЦП получатель документа имеет возможность оценить его авторство. Также это средство применяется для контроля неизменности содержания после подписания.

Оценить соответствие подписи сертификату помогает реестр, который принадлежит Единому удостоверяющему центру. Он представляет собой библиотеку, в которой присутствуют сведения обо всех криптосистемах, которые были выданы. Благодаря этому удается легко проверить подлинной ЭЦП по ее доступному ключу.

Такая технология гарантирует высокую степень защиты электронного документооборота. С ее помощью удается обеспечить безопасность элемента криптосистемы от появления подделок. За счет этого проводимые сделки не пострадают от атак мошенников.

Доступ к открытому ключу является публичным. Это значит, что им может пользоваться любой человек. Выдача такой части ЭЦП проводится удостоверяющим центром. Его функции заключаются в создании секретной части криптосистемы, пользовательского сертификата и заверении их аутентичности. Чтобы вести учет выданных сертификатов, управляющий центр ведет особый реестр.

В список задач, которые выполняются органом, входят отзывы сертификатов, которые закончили действие или были скомпрометированы. После чего организация обновляет имеющуюся базу.

Важно! Чтобы начать пользоваться электронной подписью, следует установить сертификат на свой компьютер. Это можно делать автоматически, не вызывая специалистов.

Доступ к открытому ключу можно получить в реестре управляющего центра

Правовая база

Правовые условия использования ЭЦП в документации отражает Федеральный закон России «Об электронной подписи». Сегодня действует редакция от 6.04.2011.

Нормативный документ содержит несколько разновидностей электронных подписей:

  • Простой называется подпись, которая посредством кодов, паролей и других инструментов помогает подтвердить факт формирования ЭЦП конкретным человеком.
  • Усиленной неквалифицированной считается электронная подпись, получение которой осуществляется вследствие криптографической трансформации информации с применением ключа. Она помогает выявить лицо, которое подписало документ, обнаружить внесение изменений в него с момента подписания. Формирование осуществляется при помощи применения средств электронной подписи.
  • Усиленной квалифицированной называется ЭЦП, которая соответствует всем критериям неквалифицированной. Есть и другие признаки, которые позволяют расширить это значение. Ключ указан в квалифицированном сертификате. Для формирования и проверки используются средства ЭП, получившие подтверждение требованиям, установленным Федеральным законом.
Важно! С 1.01.2013 люди получают универсальную электронную карту. В ней находится встроенная усиленная электронная подпись.
Понятие ЭП регулирует законодательство РФ

Сертификат ключа проверки электронной подписи

Сертификат ЭЦП считается неотъемлемой частью использования этого средства. При этом он автоматически устанавливается на компьютер с диска.

Что это такое

Так что же такое сертификат ЭП? Под этим термином понимают электронный документ. Также он может быть представлен на бумажном носителе. Его выдает удостоверяющий центр или доверенное лицо. Сертификат открытого ключа ЭЦП используется для подтверждения принадлежности ключа тому или иному владельцу.

Важно! При создании электронного ключа сведения об его обладателе сохраняются в конкретном файле. Он и представляет собой сертификат ЭП. Проверить его наличие можно на портале госуслуг.

Сертификат представляет собой файл со сведениями о владельце ЭЦП

Зачем он нужен

Сертификат считается важным документом. С его помощью удается проверить принадлежность ключа ЭП тому или иному человеку.

Кто выдает сертификат

Чтобы получить сертификат ключа проверки электронной подписи, необходимо подать заявление в выбранный удостоверяющий центр. Какой филиал выбрать, можно решить самостоятельно. Эта организация отвечает за формирование сертификатов ключей и их выдачу. Получить документ можно на основании договора между центром и заявителем.

При изготовлении документа для юридического лица, помимо организации, в качестве владельца указывают и физлицо, которое действует от имени компании. Квалифицировать его можно на основании доверенности или учредительной документации.

В качестве обладателя сертификата можно не указывать физическое лицо, которое действует в интересах компании, в таких ситуациях:

  • автоматическое создание или проверка ЭП ИС при оказании муниципальных или государственных услуг;
  • выполнение государственных и муниципальных функций — это касается налоговых инспекций, казначейств, минкомсвязи и других органов власти;
  • другие случаи, которые предусмотрены законодательством и иными нормативно-правовыми актами, принятыми на его основе.

В такой ситуации владельцем сертификата устанавливается именно юридическое лицо. При этом организация издает распорядительный акт, в котором определяется физическое лицо, несущее ответственность за автоматическое создание или проверку ЭП. Если распорядительный акт отсутствует, таким лицом признается руководитель организации.

Важно! Если федеральный закон возлагает полномочия по выполнению государственных функций на определенное должностное лицо, то именно оно становится ответственным за создание или проверку ЭП.

В соответствии с законодательством, сертификат может храниться на электронном или бумажном носителе. Право выдавать документы в таком формате закреплено за удостоверяющим центром. При получении электронного носителя владелец сертификата также вправе взять его и на бумажном носителе. При этом документ должен быть заверен удостоверяющим центром.

Кто является владельцем

Обладателем сертификата может быть юридическое или физическое лицо. В первом случае, помимо указания наименования компании, приводят физлицо, которое действует от ее имени на основе учредительной документации.

Когда сертификат прекращает своё действие

Сертификат начинает действовать с момента выдачи, если в нем не отмечена другая дата. Удостоверяющий центр должен внести сведения о нем в специальный реестр. Это следует делать не позже указанной даты начала действия документа.

Сертификат может прекращать действие в таких ситуациях:

  • завершение срока действия;
  • заявление владельца — оно может быть предоставлено на бумаге или в электронном виде;
  • прекращение работы удостоверяющего центра — это актуально в том случае, если его функции не переходят другим лицам;
  • другие случаи, которые зафиксированы в Федеральном законе и иных нормативно-правовых актах, принятых на его основании.

В списке оснований для аннулирования сертификата содержится следующее:

  • нет подтверждения, что обладатель сертификата владеет ключом ЭП, который соответствует ключу ее проверки, приведенному в сертификате;
  • установлено, что присутствующий в документе ключ уже имеется на другом ранее сформированном сертификате;
  • начало действовать решение суда, которым установлено, что в сертификате приведены недостоверные сведения.
Обратите внимание! Информацию о прекращении действия сертификата удостоверяющий центр вносит в специальный реестр. Это осуществляется в течение 12 часов с момента наступления соответствующих обстоятельств или со времени, когда организация получила сведения об их наступлении.
Аннуляция сертификата может быть вызвана обращением владельца

Ключ проверки ЭП считается важным инструментом, который используется для совершения документооборота. С его помощью может проверяться подлинность подписи человека и отсутствие изменений в документации. Чтобы получить ключ, необходимо пройти процедуру установленного образца.

Закрыть

Задать вопрос