Как сделать электронную подпись, её виды, процесс получения

ЭЦП или электронная цифровая подпись – это современный инструмент, который помогает бизнесмену совершать различные сделки с иными организациями, заверять важные бумаги, изъявлять свою волю в электронном виде. Но не каждый предприниматель знает о том, как этим пользоваться. Как же создать электронную подпись?

Понятие ЭЦП

Это цифровой аналог подписи обычного человека. По сути, это обычный электронный ключ или шифр, находящийся внутри файла или прилагающийся к нему. Наличие на документе электронной подписи говорит о многих важных вещах.

Электронная цифровая подпись облегчает проведение многих операций при ведении бизнеса

К примеру, о том, что:

  • целостность документа после его оформления и отправки не была нарушена;
  • бумага надежно защищена от подделок и внесения в нее различных изменений третьими лицами;
  • человек, составивший его, является единоличным автором этого документа.

Важно! Бумага, подписанная ЭЦП, имеет такую же юридическую силу, как и обычный документ, оформленный в программе ворд.

Ключ создается с помощью криптографического преобразования ценной для человека информации.

ЭЦП дает множество преимуществ бизнесмену. К примеру, с ее помощью предприниматель может:

  • быстро доставлять важные бумаги;
  • автоматически обрабатывать файлы;
  • экономить время, затрачиваемое на подготовку и отправку бумаг.

Но помимо преимуществ, есть у ЭЦП и несколько недостатков. Например, ЭЦП:

  • Не всегда помогает идентифицировать личность владельца. Обычно это характерно для простых ЭЦП, а вот с усиленной подписью таких проблем не возникает.
  • Предоставляет бизнесмену возможность осуществлять свою деятельность, но при этом иметь офис и сотрудников, работающих на него, бизнесмену не нужно.
  • Не имеет четкого закона и критериев для оформления.
  • Не предоставляется в суд в качестве доказательств невиновности подсудимого.
  • Не блокируется коммерческими организациями, финансовыми заведениями по просьбе заявителя.

Область применения

ЭЦП имеет широкую область применения. С ее помощью человек может:

  • Обратиться в государственные и муниципальные органы. К примеру, человек может оформить документ на сайте «Госуслуг», подписать его своей ЭЦП, направить в компетентные органы.
  • Принять участие в интернет-торгах.
  • Получить коммерческий заказ.
  • Составить документы для налоговой службы.
  • Подать иск в суд.
Для чего нужна ЭЦП

Помимо этого, с помощью электронной цифровой подписи человек может подписать заявление, письмо по договоренности с контрагентом. А еще с помощью данного ключа юридическому лицу проще вести документооборот в своей фирме.

Правовая база

Пошаговый порядок оформления электронных цифровых подписей регламентируется Федеральным законом №63, созданным 06 апреля 2020 года. Виды электронных подписей четко рассмотрены в статье 5 данного закона.

Виды электронной подписи

Электронные цифровые подписи бывают разными. Это может быть простой ключ, неквалифицированная усиленная или квалифицированная усиленная подпись.

Простой ключ

В данную категорию входят:

  • коды;
  • пароли;
  • подтверждения, полученные человеком по электронной почте;
  • SMS.

Такие ключи используются для входа в онлайн-банк, где пользователю необходимо ввести в форму свой логин, пароль, одноразовый код, полученный по SMS. А еще применяются такие ключи при онлайн-страховании. Код помогает клиенту оформить заявку на получение страхового полиса.

Помимо этого, простые подписи используются для аутентификации клиента в информационной системе, в процессе получения госуслуг, заверения бумаги, расположенной в корпоративном электронном документообороте.

Существует 3 вида электронной подписи

Неквалифицированная усиленная подпись

Код создается путем криптографического преобразования ценной для человека информации. Такая ЭЦП помогает идентифицировать личность клиента. Помимо этого, с помощью этого сертификата человек может проверить, были ли внесены или нет в полученный файл изменения.

Код состоит из двух частей: открытой и закрытой части. Обе они располагаются на специальном ключевом носителе, который представляет собой USB-брелок. С помощью такой ЭЦП клиент может принять участие в качестве поставщика в процессе закупки, действующей в рамках контрактной системы по 44-ФЗ.

Обратите внимание! Код используется для ведения внутреннего и внешнего электронного документооборота, но при обоюдном согласии обеих сторон.

Квалифицированная усиленная цифровая подпись

Это самый важный сертификат, придающий бумагам юридическую силу. Создается пароль с помощью криптографического преобразования ключей, находящихся в открытом доступе. Но обязательно подпись должна иметь квалифицированный сертификат, утвержденный Приказом ФСБ РФ № 795, созданный 27 декабря 2020 года.

Выдает данный ключ только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию Минкомсвязи РФ. С помощью него человек может сформировать документ, отправить его в налоговый орган, стать поставщиком и заказчиком, принять участие в электронных торгах, взаимодействовать с государственными и информационными системами, отправить отчет в государственный компетентный орган.

Чем они отличаются друг от друга

Все ЭЦП разные и отличаются областью применения. Отличаются друг от друга и электронная печать и подпись.

К примеру, простой ЭЦП нельзя подписать электронный документ. А еще ею нельзя пользоваться в информационной системе, которая содержит гостайну. А вот неквалифицированной электронной подписью можно пользоваться без сертификата.

Больше всех отличается от других усиленная квалифицированная электронная подпись. Чтобы ее использовать, клиент должен:

  • иметь бумажный или электронный ее аналог;
  • применять только программное обеспечение, сертифицированное ФСБ РФ;
  • получить ЭЦП только в удостоверяющем центре, который имеет аккредитацию Минкомсвязи РФ.

Как сделать электронную подпись самостоятельно: пошаговая инструкция

При ответе на вопрос, как делать электронную подпись, специалисты говорят, что создается она очень легко. Графический ключ делается в связке логин-пароль с подтверждением. Человеку лишь требуется один раз посетить то финансовое заведение, при взаимодействии с которым данная связка и будет в дальнейшем использоваться. Например, если гражданин активно пользуется онлайн-банком, то ему требуется один раз лично посетить отделение банка.

Помимо этого, предприниматель и сам может создать ЭП. Опция доступна в пакете Microsoft Оffice. Но такой подписью можно лишь завизировать документ для почты или распоряжение руководителя. Для взаимодействия с контрагентами, иными контролирующими организациями, торговыми площадками она не подойдет, т.к. юридической силы не имеет.

Важно! Усиленную квалифицированную подпись клиент самостоятельно создать не сможет.

После проверки заявки центр заключит с фирмой договор, предоставит счет на оплату услуг. Его нужно обязательно оплатить.

Готовая ЭЦП формируется на ПО удостоверяющего центра. После оплаты услуг код переносится на flesh-накопитель пользователя. Сертификат и накопитель выдается собственнику лично на руки. Если же пользователю оформляли квалифицированную электронную подпись, то ему должны завести еще и дополнительное ПО. Его также помещают на флешку.

Схема оформления ЭЦП в удостоверяющем центре

ЭЦП выдается пользователю на носителе eToken или RuToken. Далее клиент лишь должен установить его на свой компьютер. Но, чтобы программа начала работать, клиенту требуется проверить настройки своего компьютера. На нем:

  • должна быть установлена операционная система Windows 7 и выше;
  • должен работать Internet Explorer v.7 или иной браузер;
  • должно быть установлено средство криптографической защиты информации CryptoPro CSP 3.6 или выше.

После скачивания программы КриптоПро CSP человек может самостоятельно настроить программное обеспечение.

Важно! Это платный сервис, который предоставляется пользователю бесплатно сроком на 3 месяца. Далее следует выполнить все шаги, предложенные программой. Подтвердить свою учетную запись можно через портал «Госуслуги».

С чего начать

Первоначально человеку, желающему иметь ЭЦП, нужно обратиться в специальный аккредитованный удостоверяющий центр. Подать заявку пользователь может любым удобным для него способом. Делается это:

  • лично в отделении, но встреча будет проходить приватно;
  • онлайн, т. е. не выходя из дома, в личном кабинете.

Еще подать заявку клиент может через сайт «Госуслуги».

Важно! Сертификат создается на юридическое лицо или руководителя фирмы.

Куда обращаться

Неквалифицированную электронную подпись человек может получить в любом компетентном центре. Если же бизнесмен оформляет квалифицированную подпись, то код ему могут выдать только в учреждении, имеющем аккредитацию.

Аккредитацией удостоверяющих центров занимается Министерство связи и коммуникаций России. На сайте данного учреждения располагается полный список учреждений, которые обладают данной квалификацией. Список постоянно пополняется, обновляется, в него вступают новые организации.

Необходимые документы

Для получения электронной цифровой подписи человеку нужно собрать определенный пакет документов. И он зависит от того, кто оформляет себе электронную цифровую подпись. К примеру, если ЭЦП оформляет физическое лицо, то ему потребуется предоставить:

  • ИНН;
  • паспорт;
  • СНИЛС человека, который оформляет сертификат.
Документы для получения ЭЦП

Если же ЭЦП оформляет ИП, то ему потребуется взять:

  • бумагу, свидетельствующую о наличии у человека записи в ЕГРИП;
  • ИНН;
  • паспорт;
  • СНИЛС.

Если оформление ЭЦП требуется юридическому лицу, то ему потребуются:

  • бумага, свидетельствующая о наличии у человека записи в ЕГРИП;
  • ИНН;
  • бумага о назначении человека руководителем фирмы или доверенность, выданная иному лицу;
  • паспорт;
  • СНИЛС.

Важно! Работники удостоверяющего органа вправе попросить у человека и иные важные бумаги. К примеру, часто они просят предоставить именно доверенность.

Порядок действий

Для получения электронной цифровой подписи человеку требуется:

  1. Определить сферу, для которой данный ключ ему потребуется.
  2. Выбрать нужный тип электронной цифровой подписи.
  3. Собрать необходимые документы.
  4. Подать заявление вместе с пакетом документов в удостоверяющий центр.
  5. Оплатить услуги центра.
  6. Получить ЭЦП.
  7. Установить на свой компьютер или иное электронное устройство полученное системное обеспечение.

Важно! Для совершения различных финансовых операций требуются разные сертификаты. К примеру, для работы на сайте госзакупок по 44-ФЗ или на площадке по 223-ФЗ не подойдет сертификат, который был получен для оформления документов, отправляемых в ФНС.

Порядок действий для получения ЭЦП

Сроки и стоимость процесса

Электронная цифровая подпись для ИП или физического лица оформляется 2 дня. За ее создание бизнесмену придется заплатить от 3000 до 8000 руб. Но конечная стоимость зависит от нескольких факторов:

  • вида;
  • срока действия;
  • статуса заказчика;
  • цели использования;
  • ценовой политики удостоверяющего центра.

Бизнесмену могут оформить данную подпись и быстрее, но за это придется заплатить больше.

Важно! Простую ЭЦП можно оформить и бесплатно.

Чтобы сделать простую ЭЦП, любому налогоплательщику требуется:

  • Пройти по следующей ссылке: https://www.gosuslugi.ru/.
  • Открыть вкладку «Профиль».
  • Перейти в раздел «Получить сертификат, ключ».

Система самостоятельно поможет человеку изготовить ЭЦП. Но оформить ее сможет только физическое лицо, являющееся гражданином РФ. ИП и юридические лица такой возможности не имеют.

Обратите внимание! ЭЦП оформляется на длительный промежуток времени. Обычно сертификат действует 1 год. Чтобы применять его далее, пользователю придется вновь подать заявку в компетентные органы.

Возможные нюансы

Часто бывает, что человек узнал, как сделать ЭЦП, но не может в нужный момент ею воспользоваться. Обычно это случается, если сертификат пользователя был приостановлен или аннулирован. Чтобы решить проблему, человеку требуется позвонить сотрудникам удостоверяющего органа.

Главные факты об ЭЦП

Электронная цифровая подпись – это полезный документ, который значительно облегчает жизнь бизнесмена, помогает ему лучше контролировать свой документооборот и быстрее взаимодействовать с партнерами.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Подробнее

Ключ проверки электронной подписи — что это такое

Ключ проверки электронной подписи — это особое сочетание символов. Он используется для формирования подписи. В законодательных актах закреплено понятие ключа. Он используется…