Как зарегистрировать торговую марку или торговый знак самостоятельно

Регистрация товарного знака — это процедура, которая значительно облегчит жизнь ИП и ООО, поскольку у обладателя товарного знака появляется значительное преимущество: кроме него никто не будет иметь право проводить работу под похожим обозначением. Такое копирование приведет к ответственности лица и выплате штрафов. Есть и другие преимущества у зарегистрированного товарного знака, которые стоит рассмотреть подробнее.

Понятие и виды товарных знаков

Товарный знак, или знак обслуживания — это обозначение, которое зарегистрировано официально с целью индивидуализации определенных услуг, товаров или работ.

Зарегистрировать товарный знак могут только ИП или организация.

Зарегистрированный товарный знак

Примеры известных товарных знаков:

Знак корпорации Apple — откусанное яблоко
Шанель помечает свою продукцию так
Тесла — символ нового времени

Виды товарных знаков:

  • Словесные — составлены из слов или целых словосочетаний. Они используются чаще остальных видов. Это могут быть названия определенной категории товаров или самой компании. Не имеет значения, существуют ли эти слова на самом деле или они выдуманы. Регистрируются также слоганы, девизы, целые предложения. Примеры: Microsoft, Apple, Lenovo, Black Star, слоган Мегафон: «Будущее зависит от тебя» и т.д.
  • Изобразительные составлены из различных рисунков, фигур, элементов, часто представлены в виде эмблемы. Это то, что бросается в глаза и врезается в память.
  • Объемные — чаще всего это либо упаковка, либо сам товар. Но такой товарный знак обязательно должен нести в себе что-то индивидуальное, не присущее другим аналогичным продуктам. Он не может быть обусловлен стандартной формой или только назначением товара.
  • Звуковые состоят из отдельного звука или мелодии, например, аудиологотипы, музыкальные заставки. В последнее время этот вид используется все чаще, их называют джинглами. Всем с детства знакомы мелодии — заставки из «Ералаша», «В мире животных», «Спокойной ночи, малыши».
  • Комбинированные — сочетание различных видов в одном. Чаще всего это сочетание словесных и изобразительных разновидностей.

В Европе популярность приобретают обонятельные торговые знаки, они представляют товар с ароматом, не характерным для этой категории. Так, например, покрышки с ароматом розы — отдельная марка, зарегистрированная в Великобритании. Регистрировать такой бренд довольно сложно, поскольку не только трудно представить такой товар к регистрации, но и непросто убедить потребителя в том, что эта характерная особенность именно этой компании.

Важно! В России обонятельная разновидность не регистрируется, поскольку инструкций о том, как зарегистрировать такой товарный знак, не существует.

Зачем нужна регистрация торговой марки

Торговая марка — синоним товарного знака, который также используется в юридических документах. Все остальные обозначения, вошедшие в моду, лейбл, бренд, логотип не применяются в юриспруденции. Регистрация торговой марки необходима для:

  • получения эксклюзивного права на использование лейбла на рынке аналогичных товаров и услуг;
  • защиты собственного бизнеса от предприимчивых и нечистых на руку бизнесменов, которые могут назвать свою компанию аналогичным образом, зарегистрировать товарный знак и судиться с ее первоначальным обладателем, у которого название не является торговой маркой;
  • возможности предотвратить и прекратить незаконное использование бренда третьими лицами;
  • возможности продажи раскрученного товарного знака в будущем.

Зарегистрировать торговую марку не сложно, но преимущества, которые она дает обладателю, неоспоримы. Это касается не только крупных компаний, но и мелких ИП, поскольку штрафы за использование зарегистрированного чужого имени они будут выплачивать не меньшие, чем ООО. На 2019 г. размер такого штрафа составляет от 10 тыс. до 5 млн руб. Конечно, 5 миллионов — случай редкий, но вот попасть на несколько сотен тысяч вполне реально, это довольно частая практика.

Только у владельца товарного знака есть право на использование маркировки ®, которая является символом того, что данный знак зарегистрирован, и использование его преследуется законом.

Важно! Использование маркировки без товарного знака запрещено, это влечет за собой различные уровни ответственности, включая уголовную.

Если есть желание каким-то образом промаркировать выпускаемый продукт, можно использовать знак ТМ (trademark). Ее регулированием в РФ никто не занимается, поэтому она может стоять на любом товаре.

Если внести товарный знак в Федеральный реестр налоговой службы, то для провоза любой продукции бренда через границу потребуется разрешение правообладателя. Торговая марка является хорошим капиталовложением крупных компаний, которые изначально поставили ее на баланс, она является нематериальным активом компании. Чем выше стоимость компании, тем выше стоимость товарного знака. Чаще всего ее оценивают в 5-10 % стоимости валового дохода от продаж. Без регистрации лейбла нельзя заключить договор по франшизе.

Как проверить регистрацию торгового знака

Каждую торговую марку, которую необходимо зарегистрировать, сначала обязательно проверить на наличие схожих с ней. В противном случае, если выявятся знаки, которые аналогичны предложенному, государственная регистрация не состоится.

Внимание! Чаще всего можно проверить только словесные виды знаков, а потом выявить соответствие с графическими или другими формами. Сделать наоборот практически невозможно.

Проверка выполняется в режиме онлайн самостоятельно или с помощью компетентных лиц. Для этого существуют специализированные сайты. Базы данных в них обновляются достаточно часто, в среднем 1 раз в неделю. При самостоятельной проверке стоит обратить внимания на некоторые факторы, которые необходимо учесть:

  • Проверять написание слова стоит не только кириллицей, но и латиницей, поскольку при поиске это будут разные компании, а при процедуре регистрации это будет считаться повтором. Например, создавая торговую марку «Совушка» нужно проверить не только это сочетание букв, но и Sovushka.
  • При сложном названии проверять нужно не только по сочетанию частей, но и по каждой отдельной части. Пример: «Megaholl» отдельно проверяется слово целиком в двух написаниях, отдельно Mega, Holl, Мега, Холл.
  • Если слово переводится на другой язык, то нужно искать и варианты его перевода, хотя бы самые популярные.
  • Поиск нужно провести и по значениям, близким семантически. К примеру, «Таинственный погреб» можно поискать как Таинственный подвал, Загадочный погреб и т. д.

Иногда сложно учесть эти нюансы самостоятельно, поэтому с момента, когда начали оформлять, есть смысл обратиться к платному специалисту, который проведет полную проверку с учетом всех факторов.

Поиск и проверка ТЗ может вызвать сложности у непрофессионала

Необходимые условия регистрации

Самый важный критерий, который учитывается при регистрации патента на ТЗ — его уникальность. При подтверждении уникальности для получения патентного свидетельства основными факторами будут следующие:

  • ТЗ не повторяет не только тех объектов, которые уже зарегистрированы, но и тех, которые указаны в заявках, находящихся на рассмотрении в Роспатенте;
  • уникальность ТЗ имеет ряд отличительных особенностей;
  • ТЗ не вводит потребителей в заблуждение путем употребления словоформ или других объектов, которые входят в часть торговых марок других товаров той же категории.

Только после соблюдения данных правил подается заявка на регистрацию. Здесь также понадобится помощь профессионалов из патентного бюро, которые помогут собрать и оформить документы.

Как зарегистрировать торговую марку

После того, как процедура подготовки завершена, можно переходить непосредственно к оформлению.

Куда обращаться

После подготовки заявительных документов, их нужно подать в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте. Заявка подается либо в бумажной форме (обычным письмом) или по электронной почте, через личный кабинет на официальном сайте ФИПС. Это может сделать как сам заявитель, так и его официальный представитель.

Срок регистрации

Срок регистрации обычно занимает 10-12 месяцев. Но по закону, принятому в 2015 г, он может занимать до 19 месяцев. Ускорить его можно, заказав платный поиск по базе Роспатента. Другого способа не существует.

Замедлить дело гораздо проще, если запутаться в классах, товарах и экспертных запросах. Поэтому лучше подключить к делу специалиста, который знаком с правилами прохождения процедуры от начала до конца.

Стоимость регистрации

Стоимость состоит из нескольких частей:

  • регистрация заявки — 2500 руб. + 700 руб. за каждый класс после 5;
  • за класс МКТ и У — 8150 руб. + 1750 руб. за каждый следующий;
  • за регистрацию ТЗ (оплата вносится ближе к моменту окончания процедуры) — 11200 руб. + 700 руб. за каждый класс после 5;
  • за выдачу бумажного свидетельства — 1400 руб.*

Наняв специалиста придется оплатить еще и его работу, которая зависит от уровня специалиста.

Важно! Все, что регистрируется в Роспатенте, проходит тщательную проверку. Если документы были оформлены неправильно или чего-то не хватает, чтобы донести это, придется платить новые пошлины. Их суммы зависят от возникшей проблемы.

Поэтому при изначальной подаче нужно все продумать и подготовить, чтобы не затягивать процесс.

За регистрацию товарных знаков в РФ отвечает Роспатент

Порядок действий

Процедура регистрации регламентирована Приказом Министерства экономического развития РФ № 483 от 20.07.2015.

Пошаговый порядок действий:

  1. Разработать обозначение и проверить его на уникальность. На этом этапе нужно изучить перечень товаров и услуг, для которых планируется оформить торговую марку. Этот перечень сформирован на основании Международной классификации. Если класс товара определен неверно, регистрирующий орган оповестит об этом, придется вносить корректировки, заплатив за это дополнительную госпошлину.
  2. Заполнить заявку и подать документы для дальнейшего их оформления. Заявка устанавливается по установленной форме, которую можно скачать или заполнить в режиме онлайн.
  3. Прохождение экспертизы. Этот этап подразделяется на 2 части. Сначала проводится формальная экспертиза, во время которой проверяются все документы. Следующая часть — экспертиза заявленного ТЗ. Это основной этап, занимающий все оставшееся время.
  4. Получение свидетельства о регистрации ТЗ. После принятия положительного решения вопроса ФИПС информирует об этом заявителя в течение 5 рабочих дней. После этого решения оплачивается последняя госпошлина и выдается свидетельство. На его выдачу уходит до 2 месяцев с момента оплаты пошлины.

Важно! В любой момент регистрирующий орган может потребовать пояснения, уточнения, приложения дополнительных документов. Главное — не тянуть с ответом и реагировать мгновенно. При отсутствии оснований для отказа результатом будет регистрация ТЗ.

Получение свидетельства может растянутся во времени

Необходимые документы

Чтобы подать заявку на оформление ТЗ, понадобятся:

  • заявление о госрегистрации обозначения в качестве ТЗ с указанием заявителя, его места проживания или нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров и услуг, в отношении которых будет действовать предполагаемый ТЗ (они должны быть сформированы в соответствии с МКТУ);
  • описание заявляемого обозначения.

Если процесс прошел успешно, потребуется предоставить еще ряд документов, но на первоначальной стадии только эти. К их оформлению нужно подойти очень ответственно.

Сроки действия регистрации

Исключительное право на ТЗ действует на протяжении 10 лет с момента его получения. После его можно продлевать на новый срок в 10 лет и так неограниченное количество раз.

Важно! По истечении 10 лет есть срок всего в 6 месяцев, чтобы подать заявку на продление зарегистрированной товарной марки.

Возможные последствия отсутствия регистрации

Основной проблемой могут стать недобросовестные действия со стороны третьих лиц. Если предприниматель развивает свой бизнес без регистрации ТЗ, он вполне может попасть на уловку более предприимчивых лиц. Они могут свободно взять бренд, которым пользуется предприниматель, оформить его как собственный ТЗ и предъявить претензии к изначальному владельцу. Как уже было сказано выше, наказание за использование чужой марки, может ощутимо ударить по карману.

Аналогичная ситуация может возникнуть и случайно, если один предприниматель работает без оформления, а второй изначально оформил право на использование знака. Если эти предприятия столкнутся, правда будет на стороне того, кто потратил время, силы и деньги на оформление официального свидетельства.

Мошенники могут часто использовать фальсификат какой-либо продукции, выдавая его за оригинал. Репутация компании сильно пострадает, но привлечь к ответственности будет некого, если права на использование марки не были оформлены.

ТЗ залог успеха в решении споров

Регистрация товарного знака, особенно для начинающих ИП или фирм, довольно затруднительна. Это может показаться нерентабельным, но спустя какое-то время оказаться очень важным. Тем более ТЗ входит в активы компании, также продается. Поэтому для предотвращения недоразумений и неприятных ситуаций на рынке, имеет смысл пройти данную процедуру, получив вместе со свидетельством и уверенность.

*Все цены приведены на начало 2020 г. при условии обращения через официальный портал Госуслуги.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Подробнее

Как происходит расчетно-кассовое обслуживание в банке

В условиях современной экономики все большую популярность среди участников рынка приобретают безналичные расчеты. Именно потому банковские услуги по расчетно-кассовому обслуживанию…