Малый бизнес — что это такое, определение, характеристика

В настоящее время на рынке существует огромное количество различных форм предпринимательства. Многие люди предпочитают пробовать зарабатывать самостоятельно, поэтому открывают собственные фирмы. Малое предпринимательство – это самая доступная форма ведения бизнеса для широких слоев населения. Но, чтобы начать трудовую деятельность в данной сфере, необходимо четко понимать, что такое малый бизнес, каковы его достоинства и недостатки, чем он отличается от крупного и среднего бизнеса.

Понятие малого бизнеса

Малое предпринимательство – это деятельность на рынке, выполняемая организациями. Она осуществляется при определенных условиях, согласно действующему законодательству и утвержденным государством критериям.

Малый бизнес доступен каждому

Субъект малого предпринимательства – это компания (ООО или ИП), все действия которой направлены на достижение прибыли. К данной категории могут относиться следующие виды деятельности:

  • фермерское хозяйство;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.
Дополнительная информация. Под определение субъекта малого предпринимательства не попадают некоммерческие компании и государственные организации.

Малым предпринимательством принято считать такую организацию, численность работников которой не превышает 100 человек, а выручка за год составляет не более 800 млн рублей. При этом основной гарантией успешности такого предприятия может считаться размер собственного капитала.

Такие формы бизнеса легко приспосабливаются ко всем нововведениям, хорошо адаптируются к изменениям условий торговли. Мелкий предприниматель чаще всего является первооткрывателем тех сфер рынка, которые считаются неизведанными и рискованными.

Критерии малого и среднего бизнеса

Все формы ведения собственного дела отличаются друг от друга. И если малый вид деятельности от крупного отличить легко, то со средним различий очень мало. Поэтому необходимо хорошо знать данные отличия.

Основные критерии крупного бизнеса по данным 2022 года следующие:

  • Численность сотрудников – не меньше 251 человека.
  • Прибыль за год – 2 млн рублей и больше.
  • Инвентаризация проводится в строгом соответствии с нормами и правилами.
  • Большие торговые площадки.

Основные критерии малого предпринимательства

Главные критерии, по которым происходит отнесение предпринимательской деятельности к данному типу, следующие:

  • Количество работников. Их должно быть не более 100 человек. При этом существует микробизнес, в котором могут трудиться 15 сотрудников или меньше. Численность человек, работающих в организации, считается за календарный год. При этом учитываются те, кто заключил гражданско-правовой договор, сотрудники филиалов и обособленных филиалов.
  • Размер дохода. Тот, кто является субъектом малого предпринимательства, для получения или подтверждения своего статуса должен получать годовую выручку не более 800 млн рублей. При этом величина оборота капитала особой роли не играет.
  • Статус. Если субъект является юридическим лицом, личная доля владельца должна быть 51 %. Остальная часть распределяется между организациями России, держателями акций или инвестиционными фондами.

Важно! Годовая доходность от торговли или оказания услуг считается без учета НДС и стоимости имущества организации.

Основные критерии среднего бизнеса

Среднее предпринимательство – это форма деятельности, которая соединяет между собой малые и крупные предприятия. Она имеет большую долю на внутреннем рынке, обладает гибкостью и поддержкой государства. Выделяют следующие основные критерии среднего бизнеса:

  • Средняя численность сотрудников. В организации должно трудиться от 100 до 250 работников.
  • Величина выручки. Среднегодовая сумма прибыли должна быть не меньше 800 и не больше 1200 млн рублей.
  • Статус. Суммарная доля участия в уставном капитале не должна превышать 49 % для иностранных компаний и организаций из РФ, которые не относятся к МСП, и 25 % для российских компаний, фондов и религиозных организаций.

Дополнительная информация. Основные критерии МСП установлены федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 года.

Главное отличие малой формы предпринимательства от средней в том, что в первом случае это будет или самозанятость, или сезонное привлечение неквалифицированной рабочей силы. ИП или компания должна быть расположена в одном населенном пункте. Средний бизнес работает с привлечением большого количества квалифицированных сотрудников, инвестиций и собственных средств.

МП может быть основано на сезонных работах

Чем отличается малый бизнес от микро организаций

Микропредприятие – это отдельный вид малого предпринимательства, для которого характерны определенные критерии. Хотя какой-то существенной разницы по сравнению с малым предпринимательством нет, главное отличие микрокомпании в том, сколько сотрудников в ней работает и какова величина среднегодового дохода.

Так, если компания состоит из 15 человек (не более), то она относится к микропредприятиям. Что касается предельной величины дохода, то она не должна превышать 120 млн рублей в год. Если фирма вписывается в эти критерии, значит, она является микропредприятием.

Микропредприятия чаще всего работают в сфере оказания услуг

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

  • Полный контроль деятельности и небольшие финансовые затраты. Маленькую фирму легко открыть, обладая небольшими финансовыми возможностями. В некоторых случаях будет достаточно даже собственных сбережений. В такой форме предпринимательства нет необходимости согласовывать свои решения с кем-то еще – все решается самостоятельно и быстро.
  • Простое управление. Малым бизнесом очень легко управлять. Владелец предприятия сам контролирует все процессы, знает все, что происходит, и быстро реагирует на малейшие изменения на рынке.
  • Гибкость и мобильность. Небольшой бизнес намного проще подстраивать под малейшие изменения в экономической ситуации страны. В случае непредвиденных обстоятельств сменить месторасположение небольшой компании очень просто. Такая форма предпринимательства очень близка к конечному потребителю, поэтому тесно связана с его желаниями.
  • Продвижение. Рекламировать малое предприятие проще, чем крупную организацию. Реклама в соцсетях, эффект сарафанного радио – все это эффективные способы привлечения внимания к компании.
Дополнительная информация. Мелкий предприниматель лично осуществляет контроль за доходами, расходами, способами и стоимостью доставки товаров.

Есть у такого бизнеса и свои недостатки:

  • Ограничение капитала. Небольшой размер капитала в некоторых случаях может превратиться из плюса в минус. Может произойти такая ситуация, когда это станет ограничением в развитии. В результате возникнут проблемы в модернизации производства и улучшении качества продукции или оказания услуг.
  • Конкуренция. Маленьким предприятиям всегда сложно конкурировать с крупными концернами. Так как последние могут пойти на значительное снижение цен, выгодные для покупателя акции, чтобы привлечь внимание к своему товару. Небольшое производство при таких действиях понесет убытки, которые могут оказать критическое влияние.
  • Экономические риски. Во время ухудшения экономической ситуации в стране небольшим компаниям остаться на плаву значительно сложнее. Крупные компании всегда могут добиться ослабления налогового бремени или получить выгодный кредит. Мелкие предприниматели в этой ситуации оказываются в невыгодном положении.
В малом бизнесе важную роль имеют отношения в коллективе

Примеры субъектов малого предпринимательства

Чтобы понять, что из себя представляет малый бизнес, следует рассмотреть несколько примеров:

  • Услуги. К данной категории относится репетиторство, клининговые услуги, салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны и прочее.
  • Питание. К малому бизнесу можно отнести небольшие столовые, кафе, заведения фаст-фуда. Для успешности такого дела лучше выбрать направление национальной кухни или приготовление блюд узкой направленности.
  • Малый бизнес в домашних условиях. Вести собственное дело можно, не выходя из дома. Создание обуви, одежды, приготовление кондитерских изделий – все это можно делать в собственной квартире.
  • Строительство. Выполнение масштабных работ в МБ затруднительно, но создание компании по проведению мелких ремонтных работ, прокладке линий коммуникаций – довольно распространенная сфера деятельности для небольших предприятий.
Вести малый бизнес можно, не выходя из дома

Малый бизнес является основной движущей силой рынка. По результатам его деятельности определяется вектор движения более крупных предприятий. А заняться такой деятельностью может практически любой человек, у которого есть первоначальный капитал и идеи для старта работы.

Закрыть

Задать вопрос