Зарегистрировать товарное обозначение компании или собственного дела можно при условии выполнения определенных требований. Сложно ввести уникальное название по причине наличия зарегистрированных данных. Для удобства разработаны базы, где есть информация по выданным свидетельствам на ТЗ. Как проверить товарный знак и что учесть в каждом конкретном способе?
Что такое торговый знак и для чего он необходим
Индивидуальное обозначение товаров, выпущенных определенной компанией или индивидуальным предпринимателем, носит название товарного знака. Это может быть текстовая композиция, графические элементы, символы или комбинированный вариант.
По нормативным актам признается применение его в словесной, изобразительной или комбинированной форме. Владелец товарного знака является исключительным держателем, право которого закрепляется документально в официальном порядке.
Обладание удостоверяется свидетельством. При его наличии компания или индивидуальный предприниматель может:
- Использовать ТЗ при реализации товаров.
- Полноправно им распоряжаться – давать лицензии на его применение, заключать концессионные договоры, продавать.
- Запрещать применение ТЗ другим лицам в отношении соответствующих товаров, под которые зарегистрирован товарный знак.
- Ограничивать использование сходных данных с обозначением в доменных именах.
Правообладатель может обратиться в суд, если нарушаются права использования, распоряжения его ТЗ.
Товарное обозначение дает возможность потребителям отличить услуги, продукты и иные продаваемые на рынке изделия от подобного ассортимента. Функции знака:
- Позволяет покупателям визуально разделять продукцию разных брендов.
- Выделяет качество или другие характеристики.
- Задает имидж производителя.
Преимуществом его для фирмы-изготовителя является использование уже заработанной репутации при выпуске других изделий. Рекламировать бренд становится легче. Проверка торговой марки убережет от производства продукции с уже известным или зарегистрированным логотипом.
Причины отказа в регистрации торговой марки
На ТЗ выдается свидетельство, которое не должно путаться с патентом на изобретение. При регистрации происходит тщательная проверка на соответствие требованиям по употребительности, содержательности, символике и идентификации. Федеральный институт промышленной собственности принимает заявки на внесение ТХЗ в реестр. Отказ дается в таких случаях:
- ТЗ не несет различительные свойства – употребляется повсеместно, в формулировке присутствуют известные общие символы, термины; описывает качества товаров (вид, назначение, вес, объем и др.), визуально напоминает продукт.
- Сочетание букв не имеет словесного характера и графической формы. Например, ТПР, ВУУ.
- В логотипе используется официальная символика.
- Является ложным, путает потребителей, противоречит общественным нормам и интересам.
- В названии присутствуют отблески официальных имен, объектов культурного наследия.
- Обозначение схоже с идентифицирующими знаками алкогольной продукции иностранного изготовления.
- Идентичен или имеет схожесть с уже зарегистрированным названием для аналогичного товара, услуги и продуктов смежного класса.
- В ТЗ применяются географические названия.
- ТЗ указывает на художественные произведения, научные изобретения.
- ТЗ написан с орфографическими ошибками.
Общеизвестные в России названия не регистрируются под товарным знаком. Также заявитель получает отказ при напоминании индивидуализации юридических лиц, товаров или услуг.
Важно! Неуплата пошлины за регистрацию или отсутствие комментариев в процессе обсуждения логотипа являются основанием для отказа в регистрации ТЗ.
Эксперты Федерального института промышленной собственности в ходе сравнительного анализа ТЗ с другими знаками принимают во внимание объекты интеллектуальной собственности. Исключается копирование символов, свойств и сходство. Основные причины отказа при сравнении с иными ТЗ:
- При поступлении заявок с идентичными названиями приоритет будет у ранних документов.
- В любой деятельности запрещено использовать общеизвестное товарное обозначение, поэтому при рассмотрении данных ТЗ дается отказ.
- Выявляется сходство с наименованием мест происхождения изделий.
- При рассмотрении различаются ТЗ для промышленных образцов, с которыми сравниваются объемные названия.
- Обнаруженные в символах фрагменты, полные наименования произведений искусства, науки, персонажи, цитаты без согласия автора не подлежат одобрению.
- Входящие в состав ТЗ имена, фамилии известных личностей принимаются при наличии согласия обладателя. Это же относится к вымышленным персонажам, героям, которые будут зарегистрированы с разрешения автора.
Если в реестре уже зарегистрирован похожий знак, заявление аннулируется. Есть возможность прекратить его действие для продолжения процедуры.
На практике число попыток подачи в качестве заявки неразличимой символики растет. Успешная регистрация возможна, так как по прошествии времени потребители признают товар и отличают его от аналогичной продукции. Например, у компании BMW ранее не было такого названия, но после некоторого периода люди признали маркированное обозначение. В результате аббревиатура была официально задокументирована на свидетельстве.
Обратите внимание! При возникновении вопросов у экспертов Федерального института промышленной собственности, заявителю направляются запросы. На ответ дается 3 месяца, когда подаются соответствующие бумаги. Возможен вариант продления срока до 6 месяцев.
Возможные способы проверки товарного знака на регистрацию
Для исключения повторения созданы базы данных, где пользователи могут проверять существование товарного обозначения. На базе этого сформированы сервисы для отслеживания изменений и анализа тождеств, сходств.
Поиск в открытых источниках
Когда разработана торговая марка, проверить онлайн включение аналогичного знака в реестр правообладатель может простым способом. Он предполагает использование интернет-поисковиков. Они анализируют открытые источники на наличие схожих символов, словосочетаний и описаний. Пользователь вводит в строку поиска Google, Яндекс нужную комбинацию, после чего ему показываются ссылки на подобные товары из рекламы, словарей и научных документов.
Недостатками метода являются:
- Обобщенность предлагаемой информации – сервисы ищут схожие словосочетания, встречающиеся в текстовых сведениях. Могут выдаваться результаты из Википедии, ссылки на поисковики и др.
- Низкая актуальность – при поиске проверяется частота появлений введенной комбинации на разных ресурсах, что отражается на выдаче результатов уникальности. Сходство не выходит на первый план.
- Во внимание не принимаются закрытые базы ФИПС, реестры международных товарных знаков, данные по рассматриваемым заявкам.
Когда онлайн проверка по торговой марке осуществляется на сайтах-поисковиках, где доступны открытые сведения, выявить уникальность картинки, схематичного рисунка сложно. Сервисы работают со словами. Поэтому можно получить примерно 30 % информации от общего числа ТЗ, включенных в реестр Роспатента.
Из преимуществ поиска по открытым базам выделяют доступность способа и небольшой срок выдачи результатов. Пользователю придется просидеть 2-3 часа за компьютером, чтобы получить уникальные данные из разных источников.
Услуги онлайн-сервисов по поиску информации о товарном знаке
В интернете предлагаются услуги сервисов по поиску товарного знака и сопоставлению с введенными сочетаниями. Большинство из них использует базы Роспатента. Можно встретить услуги по экспресс-поиску на бесплатной основе, когда анализируются общие данные. При детальном запросе происходит сортировка по классам МКТУ и иным критериям.
Недостатком способа является выдача данных из бесплатных реестров, куда входят зарегистрированные названия. Поданные заявки не включены в перечни, поэтому есть вероятность, что сведения о желаемом обозначении продукта будут упущены. Международные регистрации, общеизвестные знаки, наименования мест происхождения товаров также не учитываются при экспресс-поиске.
Из преимуществ таких услуг выделяют возможность на ранней стадии исключить проблему по разработке популярных ТЗ. Увидев уже зарегистрированное название, предприниматель снизит риск отказа в заявке и сэкономит средства.
Популярные сервисы проверки:
- linkmark.ru;
- tmregister.ru;
- znakoved.ru;
- onlinepatent.ru.
Некоторые сайты предлагают меню поиска, где вводится класс и иные данные. Другие могут работать с изображениями и сведениями о владельцах.
На онлайн-сервисах пользователь ищет информацию 3-5 часов, анализируя данные из разных поисковиков. Возможен запрос расширенной проверки через специалистов, когда сообщаются данные будущего правообладателя для связи по телефону. В результате предоставляется подробный отчет на основе перечней поданных заявлений на регистрацию. Стоимость услуги зависит от компании-поисковика и других факторов.
Официальные источники
Проверка на сайтах госорганов о вводе товарного знака является достоверной. Роспатент предоставляет доступ к реестрам российских, международных ТЗ и заявок на регистрацию. Дополнительно можно открыть перечень общеизвестных названий.
При мониторинге бесплатной считается проверка по номеру государственной регистрации. Необходимо отметить соответствующую комбинацию в перечне, после чего выводятся сведения о номере заявки, дате истечения срока исключительного права, дате регистрации и изображение. Реквизиты правообладателя приводятся в результатах.
Инструкция, как можно бесплатно найти информацию:
- Открыть сайт Роспатента.
- Перейти по ссылке «Товарный знак» в нижнем поле главной страницы.
- После перехода на сайт ФИПС выбрать раздел «Поиск».
- В списке услуг нажать на «Открытые реестры».
- Указать вид реестра.
Кроме этого, бесплатно можно воспользоваться поисковой системой в разделе «Поиск». Без регистрации пользователь заполняет поле запроса и иные параметры. В данном случае доступен ограниченный список данных.
Для платных баз данных характерна проверка знаков в России, за рубежом и по поступившим заявкам. Чтобы открыть поисковую систему, необходимо выполнить такие шаги:
- На сайте ФИПС открыть раздел «Поиск».
- Указать на ссылку «Поисковая система».
- Зарегистрироваться в системе.
- Оплатить вход.
- Войти в поисковую систему.
После входа можно начать поиск, когда единицей считается один запрос. Принимается оплата банковской картой.
Важно! При мониторинге поисковой системы ФИПС не отображаются сведения из базы международных ТЗ ROMARIN с указанием России. Следует использовать сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Тарифная сетка на поиск товарных обозначений включает оплату по одному словесному названию, за каждый класс МКТУ и сортировку по всем классам.
Возможные нюансы процесса проверки
Узнать, кому принадлежит товарный знак, может каждый предприниматель или юридическое лицо. Предварительная проверка выполняется несколькими способами, при использовании которых нужно учитывать такие особенности:
- Нужно определить, к какому виду относится обозначение – традиционному (слова, словосочетания, изображение, комбинированный тип) или нетрадиционному (разделение на вкусовые, цветовые, обонятельные группы и голограммы, жесты). Ярким примером второй группы является розовый цвет для марки чистящих средств Vanish. Это цветовой зарегистрированный ТЗ.
- Следует отнести свое обозначение к классу – предлагается 45 разновидностей для товаров и услуг. Однородные названия могут принадлежать к разным группам. Например, производству одежды соответствуют 25 и 42 классы.
- Вводить данные можно на кириллице и латинице.
- Услуги сервисов по поиску словесной и графической информации могут оплачиваться по-разному.
Обращение к платным базам через сервисы и компании оплачивается по их тарифам. Поэтому самостоятельный поиск будет дешевле, когда клиенту не нужно вносить комиссию за оформление полного отчета со списком противопоставленных запрошенному знаку сведений. Иногда обращение к специалистам этой области полезно, так как они могут дать рекомендации по доработке ТЗ.
Придумать индивидуальный товарный знак можно, но следует перед регистрацией осуществить его проверку. Простой способ заключается в мониторинге поисковых интернет-систем. Для углубленного анализа используются государственные порталы и услуги платных сервисов.
Поставить оценку