Главная » Франшиза » Общая информация » Франшиза в бизнесе: основные понятия

Франшиза в бизнесе: основные понятия

Развивая своё дело, крупные бизнесмены нередко стараются передать часть полномочий на использование товарного знака нескольким помощникам, так как уследить за всеми филиалами самостоятельно почти невозможно. Именно такое стремление делового человека и легло в основу франчайзинга. В этой статье мы постараемся как можно тщательнее разобраться, что такое франшиза в бизнесе и какова суть работы по данной схеме.
Бизнес по франшизе

Вопросы терминологии

Чтобы понять, что означает франшиза в бизнесе и как открыть «дело в аренду», приведём краткий словарь основных терминов. Для начала нужно понять, что такое:

  • франшиза;
  • франчайзинг;
  • франчайзи;
  • франчайзер;
  • франшизная система;
  • первоначальный взнос;
  • роялти;
  • пай;
  • франчайзинговый договор.

Термин «франшиза» как таковой может обозначать и саму торговую марку, взятую в аренду (а вместе с ней — и способы ведения бизнеса, технологии, использующиеся на производстве или при обслуживании, и прочие ресурсы, в том числе и интеллектуальную собственность, которой может пользоваться начинающий руководитель), и отношения, установившиеся между начальником и его подопечным-бизнесменом. Однако, чтобы обозначить последнее, обычно пользуются термином «франчайзинг».

Франчайзер и франчайзи же — это две стороны рабочего процесса: человек, предоставляющий свой бизнес в аренду, и его помощник соответственно.

Все люди, которые заключили договор с определённым начальником (франчайзером), образуют франшизную систему.

Начать бизнес на франшизе практически невозможно, пока начинающий предприниматель не сделает первоначальный взнос, то есть не уплатит некоторую сумму за право пользоваться торговой маркой и связанными с ней благами (то есть самой франшизой). Такая выплата считается единоразовой — в отличие от пая или рекламной платы.

Пай — это часть прибыли, которую франчайзи отчисляет начальству каждый месяц или раз в год, чтобы оплатить необходимые PR-компании. Также «младший предприниматель» вносит в пользу «старшего» роялти — выплаты за право пользования лицензионным знаком, размер которых зафиксирован во франчайзинговом договоре.

Виды франшиз

Кроме вышеперечисленных терминов, есть ещё два понятия, характеризующие бизнес по франчайзингу. Это «франшиза бизнеса» и «франшиза торговой марки»; по-другому понятия могут звучать как «серебряная франшиза» («франшиза «под ключ») или «свободная франшиза» соответственно.

При первом типе бизнес-договорённости помощнику предоставляется всё множество ресурсов, позволяющих вести дело по определённой стратегии. Второй же тип даёт франчайзи большую свободу — по сути, арендатор пользуется только торговой маркой и ограниченным количеством благ (льготными ценами, возможностью обучаться и обучать сотрудников и т. д.) Франчайзинг в малом бизнесе может развиваться в любом направлении, выбор же удобной формы предоставляется начинающему предпринимателю.
Выплата роялти

Суть работы по франшизе

Благодаря изложенной выше схеме вы уже наверняка представили, как работает франшиза в бизнесе. Давайте остановимся на тонкостях сотрудничества и разберём этапы организации «дела в аренду», а именно:

  • выбор франшизы;
  • заключение договора с организатором;
  • подготовка к ведению дела;
  • непосредственно рабочий процесс.

Выбор франшизы

Итак, допустим, вы — начинающий предприниматель и хотите открыть своё дело, но не уверены, что сможете грамотно выстроить рабочий процесс и выиграть в конкурентной борьбе. В таком случае вам будет полезно просмотреть выставленные на продажу франшизы для бизнеса. Это и правда имеет смысл: согласно статистике, если человек открывает собственную контору, его шанс прогореть подчас составляет более 80%, а при работе с франчайзером — только 10%.

Перед поиском подходящего предложения вам следует определиться, в какой сфере вы хотите работать. Бытует заблуждение, что бизнес с франшизой в большинстве случаев принадлежат организациям общепита. Этот стереотип сложился потому, что самые известные франчайзи мирового уровня действительно работают в ресторанном бизнесе: среди них, например, известнейшие сети закусочных Subway и McDonalds. Однако открыть своё дело под началом крупного акционера можно более чем в 120 востребованных сферах, среди которых — реализация:

  • одежды и обуви;
  • сувенирной, подарочной продукции;
  • лекарств и БАДов;
  • туристических путёвок.

Существуют также франшизы для бизнеса на оказании разнообразных услуг: вы можете открыть фитнес- или танцевальный клуб, event-агентство и даже службу знакомств. Не следует забывать и о производстве: заключив договор с франчайзи, вы можете выгодно изготавливать практически любые товары — от мебели и штор до тротуарной плитки и стройматериалов. Так что начинать поиск интересного предложения следует не с информации, какой есть бизнес по франшизе вообще, а с определения сферы (желательно, чтобы у вас уже был опыт работы в подобном направлении).

Вы можете воспользоваться веб-ресурсами, а можете обратиться в Российскую Ассоциацию франчайзинга, чтобы найти подходящий бизнес по франшизе.

Что это такое? РАФ — организация, периодически проводящая консультации и семинары для начинающих предпринимателей; её сотрудники помогут вам сориентироваться в море предложений и дадут ценные советы.

Заключение договора с организатором

После того как вы с будущим начальником связались и обговорили все важные моменты, можно оформлять франчайзинговый договор; в России таковыми признаются документы коммерческой концессии, составленные с учётом норм Гражданского кодекса РФ.

К сожалению, российское законодательство не в полной мере отражает, зачем нужна франшиза в бизнесе и каковы тонкости таких деловых отношений, поэтому основным документом при такой работе становится лицензионное соглашение. Также при официальном оформлении дела возможно оформление таких договоров, как:

  • лизинговый договор;
  • агентский договор;
  • договор возмездного оказания услуг;
  • договор совместной деятельности;
  • договор поставки.

Как только все официальные бумаги оформлены и права на использование торгового знака перешли к начинающему бизнесмену, начинается подготовка персонала и активный рабочий процесс. Тонкости этого дела можно изучать едва ли не бесконечно.
Заключение договора

Франшиза: перспективы дела

Итак, мы разобрались, зачем люди ведут франчайзинговый бизнес, что это такое в принципе и какие термины связаны с данной областью. Но всё же — стоит ли арендовать стратегии ведения дела и торговый знак начинающим предпринимателям? Да, шанс прогореть у франчайзи небольшой, но выгоден ли бизнес по франшизе в долгосрочной перспективе?

В большинстве случаев договор с арендатором заключается на 15–20 лет, и по истечении этого срока возможно не только продление соглашения, но и пересмотр условий в интересах франчайзи.

За это время начинающий предприниматель при успешном течении дел будет получать стабильный доход (на окупаемость среднего филиала уйдёт 8–12 месяцев или чуть больше).

Успешные бизнесмены такого толка могут получать около 1 500 000 рублей чистого дохода в месяц, но чтобы добиться таких показателей, следует изрядно постараться: нужно быть готовым к частым стрессам, напряжённому графику, постоянным сменам обстановки.

Франшиза – что это такое: Видео

Стать автором
Стать экспертом

Поделитесь материалом в соц сетях:

Ваш комментарий:

*

*

закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
Закрыть

Задать вопрос