Что такое франшиза и чего ожидать от этого способа бизнеса

Выбор направления развития бизнеса – стратегически важное решение, которое рано или поздно должен принимать успешный предприниматель. Рынок предлагает довольно скудный список возможностей для прогресса предприятия. Один из часто используемых в бизнесе способов развиться в крупную компанию с большими оборотами – создание франчайзинговой сети. Что же это такое – франшиза?
Выбираем франшизу

Основные формулировки

Если учесть, что основные хозяйственные отношения в обществе формировались начиная с шумерской цивилизации, то освоение бизнесом сделок на базе франшизы находится еще в самом зачаточном состоянии. Ведь франшиза – понятие, которое введено предпринимателями в деловой оборот не так давно, в конце XIX века.

Именно незрелость схемы и отсутствие жестких механизмов регулирования прав и обязанностей сторон настораживают некоторых предпринимателей и заставляют обращаться к более проверенным способам расширения бизнеса: дилерская сеть, филиалы и прочие.

Однако в последнее время, с развитием информационных технологий, у бизнеса появилась возможность дополнительного контроля над надлежащим исполнением обязательств как франчайзи, так и франчайзерами, и это дало дополнительный толчок для развития франчайзинговых сетей.

Значение слова «франшиза» в переводе с французского языка – льгота. То есть один бизнесмен продает другому льготу на использование своего имени и бизнеса.

Терминология

Если с тем, что такое франшиза в бизнесе, предприниматели знакомы, то в определениях из этой сферы правоотношений есть некоторая путаница:

  • Франчайзер – компания, которая формирует франчайзинговое предложение, продает франшизы и имеет право на ежемесячные роялти от франчайзи.
  • Франчайзи – предприниматель, который приобрел франшизу, взял на себя обязательства по ее внедрению с условием соблюдений правил использования франшизы, установленных франчайзером.
  • Франчайзинговая сеть – группа компаний, в которую входят и франчайзер, и франчайзи, работающие под одним брендом и продвигающие один продукт на рынке.
  • Франчайзинг – общее определение взаимоотношений между субъектами хозяйствования по продаже и использованию франшизы.

Разница между франчайзингом и франшизой в том, что первое – общее родовое понятие, которое объединяет все отношения между франчайзером и франчайзи, а франшиза – непосредственно комплекс прав на использование бренда, который продает франчайзер и приобретает франчайзи.

Российский законодатель не дал официального определения, что такое франшиза. Стороны сами должны закрепить в договоре франчайзинга, из каких прав и обязанностей будет состоять конкретное соглашение.

Если попробовать дать определение, что такое франшиза простыми словами, то это закрепленное в договоре право франчайзи использовать бизнес-модель, созданную франчайзером. Приобретая такое право, франчайзер обязуется выплатить первоначальный взнос франчайзеру и в последующем оплачивать ему ежемесячные роялти.

Читайте подробно, что такое роялти в франшизе.

Открываем свой бизнес

Условия работы с франшизой

Разобравшись, что такое франшиза и франчайзинг, можно более подробно поговорить о том, как работает эта система и какие основные требования предъявляет к франчайзеру и франчайзи.

Для начала рассмотрим, что означает слово франшиза для франчайзера.

Выбрав такое направление развития своего бизнеса, как построение франчайзинговой сети, франчайзер должен в первую очередь сформировать франшизу, которую он сможет предложить рынку.

Требования к франшизе:

  • зарегистрированная торговая марка;
  • наличие утвержденных стандартов для всех производственных процессов;
  • задокументированная схема внедрения;
  • система защиты интересов франчайзера.

Сформировать такое предложение на уже работающем бизнесе довольно сложно, поэтому специалисты рекомендуют с самого запуска торговой точки работать на перспективу и сразу закладывать во все производственные процессы возможность для развития через франчайзинговую сеть.

Начинающий франчайзи, который пока не знает, что такое франшиза и как она работает, может ориентироваться на более простые отношения аренды. Суть франчайзинговых отношений практически та же:

  • использование чужого имущества в определенных целях;
  • внесение ежемесячной платы за такое использование.

Может возникнуть вопрос, почему речь идет о чужом имуществе, ведь фактически все основные средства для ведения бизнеса франчайзер приобретает самостоятельно и вкладывает во все процессы только собственные деньги.

Дело в том, что бизнес-модель и торговая марка также являются имуществом, пусть и нематериальным, но права на них регулируются определенными нормами. Нарушать частную собственность на нематериальные объекты закон строго запрещает.

Как работать по франчайзингу

Условия того, как работать по франшизе, полностью определяются договором франчайзинга.

По общим правилам франчайзинга франчайзер должен предусмотреть в договоре следующие направления работы:

  • требования к франчайзи, соблюдение которых поможет максимально эффективно внедрить бизнес на новом месте;
  • подробное описание самой модели хозяйствования;
  • порядок проведения рекламных и маркетинговых мероприятий;
  • работа с поставщиками.

Все условия подтверждаются документально оформленными схемами производственных процессов. Все документы утверждаются как франчайзером, так и франчайзи.

Условия работы по франшизе, которые максимально четко не выписаны в договоре, не могут быть точно исполнены франчайзи, и франчайзер не сможет их контролировать. Это одна из основных причин, почему для создания пакета документов франчайзингового предложения приглашаются специалисты, имеющие практический опыт работы по продаже и внедрению франшиз.

Узнайте подробнее о том, что включает пакет документов франчайзингового предложения.

Оформление франшизы

Разновидности франшиз

Если вы слышали о том, что существуют разные виды франшиз, то речь шла не о франчайзинге как способе хозяйствования, а о страховке.

Да, понятие франшизы есть и в страховании. В этой сфере под франшизой понимают сумму ущерба, ниже которой страховая компания не выплачивает страховое возмещение. Проще говоря, если вред автомобилю причинен на сумму 1 тыс. рублей, а франшиза – 5 тыс. рублей, тогда возмещение не выплачивается.

Именно в отношениях по страхованию страхователь должен определиться, что для него выгоднее: франшиза условная и безусловная.

В системе франчайзинга нет таких видов франшиз, как условная или безусловная. Любая франшиза во франчайзинге имеет ряд условий, определенных франчайзером, на которые может согласиться франчайзи. В отношениях франчайзинга франшизы делятся на виды по отраслям и по регионам. Наиболее успешными считаются франшизы в сфере торговли и общепита.

Распространенные франшизы

Чтобы понять, что такое франшиза в торговле, достаточно обратить внимание на сети магазинов одежды европейских и российских брендов, которые представлены практически в каждом крупном торговом центре. Для франчайзинговых торговых сетей франчайзеры не только моделируют и внедряют схему торгового процесса, но и поставляют в эти сети товар, который изготавливается специально для данного бренда.

Если говорить о развитии франчайзинга в общепите, то здесь франчайзи предоставлена более высокая степень свободы. Только крупные мировые гиганты-франчайзеры занимаются поставкой продуктов питания для сетей общепита. Чаще всего франчайзеры выдвигают только требования, которым должны соответствовать продукты питания для данной сети.

Также можно сказать, что на рынке есть защищенная и незащищенная франшизы.

Незащищенная франшиза – не очень дорогой товар, хозяин которого рассчитывает не столько на масштабирование своего бизнеса, сколько на получение стабильного небольшого дохода в виде роялти от франчайзеров.

В заведениях, работающих по таким незащищенным франшизам, не всегда детально соблюдаются условия договора франчайзинга.

В некоторых случаях такие нарушения значительно снижают качество услуги, в других – наоборот, у хозяев появляется свобода действий и в скором будущем они вовсе отказываются от использования чужого бренда и начинают работать самостоятельно.
Продажа франшизы

Защита франшизы

Защищенными франшизами торгуют мировые бренды, которые высоко ценят свою репутацию и торговую марку. В целях получения максимально возможного качества такие франчайзеры:

  • очень тщательно отбирают франчайзи среди многих претендентов;
  • требуют, чтобы сам франчайзи и его персонал прошли длительное обучение всем тонкостям хозяйствования по предложенной бизнес-модели;
  • в период деятельности следят за отчетностью франчайзи, дают указания по оптимизации тех или иных процессов;
  • наказывают финансово за любые нарушения условий франчайзингового договора, вплоть до разрыва отношений.

Несмотря на то что законодатель не предусмотрел критериев деления франшиз на виды, практически каждый договор франчайзинга имеет свои особенности, который позволяют франчайзи выбрать наиболее удобный вариант для дальнейшей работы с франчайзером.

Упаковка франшизы за 7 шагов: Видео

Закрыть

Задать вопрос